В середине 1990-х годов XX-го века в систему отечественного образования вновь вернулось понятие «лицей», вместе с которым пополнился и календарь праздничных дат, отмечаемых в России. С тех пор 19 октября многие учебные учреждения празднуют Всероссийский День лицея вне зависимости от их принадлежности к образовательному уровню. Будь то гимназии, школы или вузы – сегодняшний день школьники и студенты отметили праздничными выступлениями и литературными вечерами.

Всероссийский День лицея обязан своим появлением учебному заведению, в котором воспитывались будущие государственные деятели и представители творческой интеллигенции. Из-под эгиды Царскосельского лицея, который был открыт 19 октября 1811 года по приказу Александра I, вышли писатель-декабрист Вильгельм Кюхельбекер, поэт Антон Дельвиг, и, конечно, «наше всё» - Александр Сергеевич Пушкин. Не удивительно, что по традиции празднование Всероссийского Дня лицея связано именно с творчеством всемирно известного поэта. 19 октября лицеисты, гимназисты и студенты вузов обращаются к богатому поэтическому наследию Александра Пушкина, читают стихотворения, ставят спектакли по мотивам прозаических произведений, заново открывая для себя имя великого поэта.

Учебные учреждения Мурманска и области также не остались в стороне от празднования знаменательной даты. Сегодня во многих заполярных школах стартовала Пушкинская неделя, в рамках которой состоятся открытые уроки, посвященные творчеству поэта, а также выездные экскурсии и конкурсы. Мурманский арктический государственный университет тоже присоединился к празднованию Всероссийского Дня лицея. Студенты кафедры русской филологии и массовых коммуникаций собрались в уютной камерной обстановке, чтобы взобраться на так называемый «Поэтический Эверест» - вспомнить творчество Александра Пушкина, прочесть любимые стихи, спроецировать реалии пушкинской эпохи на современную почву, а также проследить за тем, как имя известного поэта повлияло на поэзию других известных творцов слова. Особое внимание студенты МАГУ уделили творчеству Марины Цветаевой, которая с ранней юности вдохновлялась образами и идеями Александра Пушкина.

Примечательно, что именно на поэзию Марины Цветаевой выбор пал не случайно – 8 октября исполнилось 125 лет со дня рождения известной русской поэтессы. Через создание стихотворений и поэм Марина Цветаева не только реализовывала свой внутренний творческий потенциал, но и бросала своеобразный вызов окружающей действительности, с которой всё время шла в разрез. Но не только стихотворные жанры составили литературное наследие поэтессы. Среди её многочисленных работ можно найти немало и оригинальных образцов  прозы. Одним из них является авторский очерк «Мой Пушкин», в котором М.Цветаева рассказывает о том, как оно познакомилась с великим поэтом, после чего надёжно поселила его в глубине своей души. На «Поэтическом Эвересте» студенты МАГУ «анатомировали» цветаевское эссе, которое отчасти даёт ключ к пониманию так называемой женской лирики, занимающей особое место в русской литературе. С эссе Марины Цветаевой «Мой Пушкин» можно ознакомиться в электронном варианте, набрав соответствующий поисковой запрос. Однако мы решили значительно упростить эту задачу и дать свой обзор на цветаевское эссе, тем самым приняв участие в Пушкинской неделе и отдав поклон великому поэту, творчество которого сконцентрировало в себе всё русское возрождение.

 «Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта - убили», - скажет в самом начале эссе Марина Цветаева, которая, будучи маленьким ребёнком, с восхищением и растерянностью смотрела на картину Наумова «Дуэль» в спальне матери. Уже тогда в сознании маленькой девочки прочно закрепилось умении различать чёрное и белое, губительное и спасающее: «Черная с белым, без единого цветного пятна, материнская спальня, черное с белым окно: снег и прутья тех деревец, черная и белая картина «Дуэль», где на белизне снега совершается черное дело: вечное черное дело убийства поэта – чернью».

Памятник Пушкину маленькая Марина воспринимала не как мраморное изваяние, воздвигнутое великому поэту как дань памяти. Для Цветаевой статуя Пушкина – это «цель и предел прогулки», пространственная мера, первая встреча с числом («сколько  таких фигурок нужно поставить одна на другую, чтобы получился памятник Пушкина»), первая встреча с материалом («чугуном, фарфором, гранитом - и своим»). Все реалии действительности она пробовала соотносить с размером, цветом, расположением статуи, таким образом познавая мир. Так, М. Цветаева не раз упоминает в своём эссе, что чёрный цвет неподвижного изваяния запомнился будущей поэтессе, как символ чего-то предопределённого и правильного, а не жуткого и мрачного: «От памятника Пушкина у меня и моя безумная любовь к черным, пронесенная через всю жизнь, по сей день полыщенность всего существа, когда случайно,  в вагоне трамвая или ином, окажусь с черным – рядом». Сама того не осознавая, Марина Цветаева определила свой дальнейший жизненный путь, сделав ставку на «чёрную душу, чёрную долю, чёрную жизнь».

«Мой первый Пушкин – «Цыганы». Именно с этой поэмы начинается знакомство Цветаевой с Пушкиным-писателем. Будущая поэтесса читает Пушкина взахлёб, «почти вплоть и немножко даже удушенная весом». В этом произведении Марина не только впервые сталкивается с такими незнакомыми и диковинными именами, которыми наделил поэт свих героев, но и находит определение для тёплого внутреннего чувства, которое некогда овладевало будущей поэтессой: «Но вот совсем новое слово -  любовь.  Когда  жарко  в  груди,  в  самой грудной ямке (всякий знает!) и никому не говоришь - любовь. Мне всегда  было жарко в груди, но я не знала, что это любовь». Потом Цветаева скажет, что Пушкин её буквально заразил любовью, и маленькой девочку хотелось видеть это восхитительное чувство едва ли не во всех явлениях и событиях, которые, казалось бы, не имеют ничего общего с любовью: «Когда Августа Ивановна говорит, что  она  от  нас  уедет  в  Ригу  и никогда не вернется - это любовь. Когда барабанщик уходил на войну  и  потом никогда не вернулся - это любовь».

С ранних лет Марина Цветаева научилась ко многому относиться с любовью и трепетом, жертвовать многим ради кого-то и во имя любви, однако, за всю свою жизнь так и не сумела испытать ответного чувства. В шестилетнем возрасте будущая поэтесса знакомится с «Евгением Онегиным», сцены из которого оставили неизгладимое впечатление у ребёнка, буквально предопределили её несчастливое будущее. Уже тогда маленькая Марина с восторгом зачитывалась эпизодом объяснения Татьяны и Онегина и могла его самостоятельно интерпретировать. Поняв и осознав этот щемящий душу момент в юном возрасте, Цветаева уже не изменила своего мнения, будучи взрослой женщиной. Это стало чем-то вроде личного закона жизни, который, по мнению Цветаевой, всегда был её неотъемлемой частью. В героях Пушкина она видела и предвосхищала будущую себя: «Эта первая моя любовная сцена, предопределила все мои последующие,  всю страсть во мне несчастной, невзаимной, невозможной  любви.  Я  с  той  самой минуты не захотела быть счастливой и этим себя на не-любовь – обрекла».

Позже в руках юной Марины Цветаевой оказалась «Андрюшина хрестоматия» с произведениями А.С.Пушкина, и с этого момента знакомство с творчеством поэта не только продолжилось, но и приняло совсем иные, не фрагментарные формы. Как говорит поэтесса, после прочтения четверостишия из «Полтавы» состоялась её «первая встреча с историей, и эта первая историческая история была – злодейство». Во времена Гражданской войны в сознании Цветаевой при упоминании слова «гетман» не раз возникали ассоциации именно с пушкинской «Полтавой» и переносили её в прошлое.

Встреча со стихотворением А.С.Пушкина «К морю» происходит накануне знакомства с настоящим Средиземным морем. Именно здесь Марина Цветаева одновременно познаёт две нерушимые стихии – стихию Моря и стихию Гения. Пушкинского Гения: : «К морю, было: море и любовь к нему Пушкина, море + поэт, нет! поэт + море, две стихии...». Когда Цветаева вычерчивает на скале строки из стихотворения А.С.Пушкина, их смывает следом за ней волна – сливаются две бездны. То море, которым Цветаева видела его первый раз, «отождествляя» его с пушкинским Гением, она больше не видела никогда. Именно тогда произошла первая встреча и скорое прощание со свободой. После этого вся жизнь Марины Цветаевой оказалась скована обстоятельствами и судьбоносными событиями: «Оттого ли, что я маленьким ребенком столько  раз  своею  рукой  писала: "Прощай, свободная стихия!" - или без всякого оттого  -  я  все  вещи  своей жизни полюбила  и  пролюбила  прощанием,  а  не  встречей,  разрывом,  а  не слиянием, не на жизнь - а на смерть».

Будучи ребёнком, чутким и восприимчивым, Марина Цветаева открыла для себя того Пушкина, которым не смог бы увидеть его ни один критик, или почитатель таланта. Поэтесса имела полное право добавить в название эссе местоимение «Мой», так как чувствовала его душой и сердцем, входила в контакт с поэтом, персонажем картины, изваянием. Теми ипостасями, в которых, так или иначе, представал перед ней Пушкин. Марина Цветаева говорит «мой», описывая свои детские впечатления с высоты жизненного опыта, но не отказывается от этого восприятия, которое прочно закрепилось в её сознании.

Сохранить литературное наследие отечественных мастеров слова и продолжить создавать произведения искусства в неповторимых образах - пожалуй, первая мысль, которая приходит на ум при очередном погружении в мир русской литературы. Дело за нами...