Едва ли не каждую неделю на проезжие части Заполярной столицы выходят ряды снегоуборочных машин, чтобы в считанные часы ликвидировать последствия очередной метели. Казалось бы, весьма привычное явление для жителей города, в котором зима вступает в свои права глубокой осенью и лишь в начале апреля расчищает дорогу долгожданной весне. Мурманчане знают о специфике климатических условий не понаслышке, а потому, как говорится, всегда готовят сани летом – обновляют комплекты теплой одежды, заблаговременно переобувают своих «железных коней» в зимнюю резину, запасаются противовоспалительными лекарственными препаратами, чтобы вовремя предупредить нежелательную простуду.

Но как бы усердно мы не готовились к зимнему периоду, внезапные снегопады каждый раз застают нас врасплох. Управляющие компании хватаются за головы при виде заснеженных улиц. Сильные метели и затяжные вьюги создают неудобства и для мурманских автомобилистов: к утру их личный транспорт превращается в  идеально очерченный сугроб, а проезжие части улично-дорожных сетей сужаются, как минимум, вдвое. Однако настоящие «дорожные войны» поджидают автолюбителей в неравной схватке с коммунальными службами во время уборки снега. Если припаркованный автомобиль создает препятствия для прохождения снегоуборочной техники, то дорожная инспекция имеет право не только наказать владельца автомобиля за неправильную парковку по статье КоАп, но и эвакуировать «железного коня» на штрафную стоянку.

Как ни странно, в представлении большинства северян эвакуационная служба работает в угоду коммунальщикам и не всегда руководствуется законодательством. Иными словами, «забирает» транспортные средства тогда и только тогда, когда они становятся помехой для снегоуборочной техники. Но как правило, «под горячую руку» эвакуаторщиков попадают именно те водители, которые нарушили Пункт 143.17. ПДД и оставили свои автомобили «в местах, где стоящее транспортное средство создаст препятствие для движения, работы транспортных средств оперативного назначения и транспортных средств дорожно-эксплуатационной и коммунальной служб (въезды во дворы и выезды из них, проезды в арках, узкие местные проезды, места размещения контейнеров для сбора бытовых отходов и др.)». Данный пункт ПДД не входит в список основных Правил стоянки, остановки и парковки, а значит, не всегда привлекает внимание автомобилистов. Впрочем, как и наличие запрещающих дорожных знаков, которые весьма проблематично разглядеть в темное время суток и при плохой погоде.

Как восстановить обмен веществ в коммунально-автомобильном организме? Как заблаговременно предоставить гражданам информацию о проведении снегоуборочных работ? Какие пункты должны войти в официальный и негласный списки правил стоянки и остановки транспортных средств на время уборки снега? В минувший четверг ведущие программы «Послевкусие» Александра Ретунская и Андрей Привалихин обсудили вопрос, связанный с эвакуацией машин и уборкой автомагистралей.

Тема очередного эфира ежедневной программы «Послевкусие» была предложена слушателем «Большого Радио». По мнению северянина, установка знаков ограничения парковки на обочинах помогла бы значительно снизить градус проблемы: «Допустим, в понедельник и среду запрещено оставлять машины на одной стороне улицы, а во вторник и четверг – на другой. Тогда все останутся довольны – и автомобилисты, и инспекторы ГИБДД, и сотрудники Управления дорожного хозяйства. Заодно удалось бы хотя бы частично разгрузить обочины и увеличить ширину проезжей части».

Постоянная слушательница «Большого Радио» Елена убеждена, что предупреждение автомобильных помех для движения снегоуборочной техники входит в компетенцию федеральной власти. Если чей-то автомобиль мешает трактору, пожарной машине или карете «Скорой» помощи, то их водители вправе любыми способами расчистить себе путь. Вплоть до механических повреждений «вражеского» авто: «Если твой автомобиль, твоя частная собственность, создает преграду на пути движения пожарной машины или «Скорой» помощи, то ты нарушаешь закон, и, как следствие, получаешь в ответ помятую машину. В других нормальных странах за это даже окна разбивают. А у нас человеческая жизнь почему-то ценится меньше, чем какая-то железяка».

«В соответствии с Правилами дорожного движения, по ширине габариты наших проезжих частей должны составлять не менее трех с половиной метров. Если водитель сам ставит свой автомобиль в эти габариты и таким образом загораживает проезд любому другому транспорту, то он уже нарушает. Может приехать сотрудник Госавтоинспекции, сделать замеры и оштрафовать. Почему-то никто за этим не следит. Я никогда не поставлю машину в том месте, где буду загораживать проезд. Лучше я найду другой паркинг и пройдусь 300-400 метров. Это даже полезно», - поделился слушатель Федор, по мнению которого корень проблемы кроется, в первую очередь, в культуре вождения автомобилистов.

Следующий собеседник Александры и Андрея предпочел выйти в прямой эфир под ником Ешкин Кот и остаться инкогнито. Северянин разделил точку зрения предыдущего оратора и признал, что решение любой проблемы начинается с себя:

«Если ты понял, что припарковал автомобиль неправильно, то купи на ближайшей автозаправочной станции специальный ярлык, на котором можно написать свой номер телефона со словами «Если Вам мешает мое авто, то, пожалуйста, позвоните по указанному номеру». Конечно, можно ввести в оборот систему четных-нечетных чисел на конце регистрационного номера, как в Китае. Если цифра четная, то ты выезжаешь на дороги по четным числам. Точно так же с нечетным. Представляю, как мурманские дороги разгрузились бы. Но мы не в Китае».

Далее ведущие программы вышли на связь с руководителем «Управления дорожного хозяйства» Станиславом Ланиным, который привел реальный пример недопонимания между коммунальными службами и автомобилистами:

«Когда мы проводим снегоуборочные работы по Постановлению, мы всегда привлекаем эвакуатор. Наиболее проблематичным у нас является участок на улице Александрова, где установлен знак «Стоянка запрещена», но водители его не видят. Когда на улицу приезжает эвакуатор, из подъездов выбегают рассерженные автомобилисты и начинают скандалить. В подобной суматохе однажды пришлось участвовать и мне. Я вывел одного автомобилиста к началу участка и указал на знак. Он, как и многие другие водители, начал аппелировать к тому, что мы обязаны уведомлять их о проведении снегоуборочных работ. Но о каких уведомлениях здесь может идти речь, если на этом участке парковать машины в принципе нельзя. Люди совсем перестали смотреть на знаки».

По словам Станислава Ланина, установка нового дорожного знака будет стоить порядка 10-15 тысяч рублей с учетом средств, потраченных на приобретение таблички, тумбы и других элементов конструкции. Однако в скором времени на многих улицах будут установлены запрещающие знаки, чтобы снизить количество подобных нарушений.

«Я живу на улице Егорова. Каждый день сажусь за руль и выезжаю через эту улицу в город. Круглосуточные знаки установлены на каждом шагу, но я искренне не понимаю, зачем их тыкать везде. В промежутке от проспекта Ленина к улице Самойловой они вообще не нужны. Здесь машины могут спокойно стоять по обеим сторонам, при этом сохраняя две полосы проезда», - высказал свое недоумение слушатель Виктор, на памяти которого и вовсе не сохранилось ни одного случая работы эвакуатора.

Ирина Медведева, председатель правления ТСЖ «На Крупской», председатель координационного совета общественной организации «Мурманская ассоциация представителей объединений собственников помещений МКД», рассказала о специфике работы ее Товарищества собственников жилья, которые вообще не знают проблем, связанных с эвакуацией машин во время уборки снега.

«В прошлом году нам приходилось убирать снег каждую неделю, потому что после таких сильных снегопадов его просто негде было складировать. Но за время существования ТСЖ люди привыкли к тому, что мы заранее оповещаем их об уборке территории. Они каждый раз без лишних эмоций входят в положение и убирают свои машины. Если во дворе остается несколько автомобилей, как руководитель организации, я имею базу данных с номерами телефонов всех жильцов. Мы связываемся с этими автомобилистами, и проблема тут же решается сама собой. Мы даже перестали звонить в ГАИ. По большому счету, мы выполняем те же функции, что и любая «управляшка». Просто заблаговременно оповещаем наших жильцов».

Таким образом, вопрос эвакуации автомобилей в случае создания помехи для снегоуборочной техники ждет ответов с обеих сторон. Автомобилистам стоит поработать над культурой вождения и теоретическими знаниями в области ПДД, а коммунальным  службам – наладить систему оперативного оповещения жильцов об уборке снега.