В преддверии двухсотлетия со дня рождения великого русского писателя и драматурга И. С. Тургенева импровизированная сцена Мурманской Облдрамы «накинула на плечи» белоснежную пелену, украшенную причудливыми узорами. Первые ассоциации, возникшие в мыслях у неискушенного обывателя, были бы связаны не только с венчанием и зимним пейзажем, но и с райскими кущами, куда непременно попадут главные герои, если с честью и достоинством выдержат все испытания, уготовленные судьбой. И только преданному ценителю творчества Ивана Сергеевича Тургенева было бы достаточно кинуть взгляд на афишу, увидеть название самой репертуарной пьесы из всех его театральных сочинений и понять, что роскошные декорации  с ажурным орнаментом - это не что иное, как метафорический образ тех тонких кружев, которые драматург мастерски плетет из глубоких разговоров, разбитых сердец и ослепляющей ревности.  

«Месяц в деревне» по праву можно назвать самым многострадальным произведением Тургенева, которое увидело свет только спустя семь лет после первой редакции. За это время «Месяц…» сменил несколько названий, успев побыть «Студентом» и  «Двумя женщинами». В 1879 году известная актриса Александринского театра Мария Савина решила взять «Месяц в деревне» в качества своего бенефиса, однако, острота социального конфликта не выдерживала цензуру. Мария Савина добилась от писателя разрешения перекроить пьесу и отдала ее на растерзание своему репертуарному драматургу В. Крылову. Внесенные поправки никак не отразились на художественном замысле, а, напротив, позволили Тургеневу более глубоко осмыслить проблемы, поднятые в его собственном произведении. «Я пересмотрел множество спектаклей по мотивам «Месяца в деревне», вчитался в тургеневский текст и понял, что эта история о настоящей мужской дружбе, чести и достоинстве, а не только о двух женщинах, влюбленных в одного молодого человека», - скажет режиссер-постановщик спектакля Станислав Васильев, который около двух месяцев назад приехал из Москвы в Мурманск, чтобы показать нетленную классику заполярному зрителю.

Премьера спектакля по мотивам одноименной пьесы И.С. Тургенева на сцене Мурманского областного драматического театра состоялась 19 и 20 октября. Накануне в стенах бывшего кинотеатра «Атлантика» был проведен предпремьерный показ, на который были приглашены представители творческой интеллигенции, общественных объединений и региональной пьесы. Перед началом генеральной репетиции приглашенный режиссер Станислав Васильев, директор МОДТ Татьяна Вешнякова и артисты театра Владимир Равданович и Юрий Луговых ответили на вопросы журналистов о предстоящей премьере и дальнейших планах Драматического театра, который в обозримом будущем должен вновь сменить место своей временной дислокации.

Для приезжего режиссера Станислава Васильева это далеко не первый опыт работы с артистами, знакомство с которыми состоялось незадолго до премьеры спектакля. Долгие годы режиссер-постановщик, окончивший РАТИ-ГИТИС, руководил Чувашским государственным театром юного зрителя имени М. Сеспеля, последние несколько лет он работает на правах приглашенного режиссера в театрах России и стран СНГ. По приезде в Заполярную столицу Станислав Васильев составил ее культурный анамнез и точно для себя определил, что у мурманчан совсем иной, не провинциальный образ мыслей: «Ваш город – это своего рода культурная столица. К вам не едет Стас Михайлов, а это значит, что с этой сцены должен был прозвучать именно Тургенев, а не какая-нибудь «попса». Пьеса «Месяц в деревне» во многом автобиографична: в студенте Беляева мы увидим молодого Тургенева, в Ракитине – Тургенева средних лет, а в Ислаеве – зрелого и опытного Тургенева, который научился ждать и верить в лучшее. Мы поставили перед собой задачу прочитать эту пьесу «сегодняшним днем» и показать, что настоящая жизнь – это, что мы проживаем в данную минуту. Надеюсь, что спектаклю суждено надолго задержаться в репертуаре театра». Перед началом работы над спектаклем Станиславу Васильеву было важно понять, как художественная проблематика «Месяца в деревне» откликается в сознании самих артистов: «Я не могу ничего сказать об актерах до того моментам, пока они не раскроются передо мной и не продемонстрируют грани своих личностей. В общем и целом за эти два месяца мы хорошо сработались: они открыты к разным направлениям театральной деятельности».

В понимании Станислава Васильева «Месяц в деревне» - это не просто лирическая драма, в сюжетную основу которой положено хитросплетение любовных интрижек. Это глубокомысленная история о людях, ставших заложниками своих чувств. И речь здесь идет не только об отношениях между мужчиной и женщиной. Станислав Васильев тщательно исследует губительную силу страсти, рассматривает ее оттенки и смотрит, как под ее воздействием размеренная жизнь в тихом поместье превращается в бурлящий круговорот. Заполярный «Месяц в деревне» изначально заявлен как комедия в двух действиях, однако, у Станислава Васильева получилась настоящая «энциклопедия русской страсти». Конечно, постановка не лишена ироничного начала: Алексей Воронин и Наталья Волкова замечательно справляются со своими карикатурными ролями и изображают  смешливых слуг. Однако душевные смятения благоразумного Ракитина и рассудительной Натальи Петровны заполняют все драматическое пространство настолько, что у зрителя уже не остается никаких сомнений в жанровой принадлежности спектакля: перед ним эдакая психологическая элегия, в центре которой непримиримая борьба между разумом и чувством. Однако если Тургеневу важно, чтобы в сознании читателя Наталья Петровна осталась в безвыходном положении, то Васильев наделяет своих героев проницательными взглядами и чувственными сердцами. Даже студент Беляев не просто бежит с корабля, а делает это с душевной болью и из благих побуждений.

Еще одна особенность, которая отличила работу Васильева от пьесы Тургенева – это несоответствие героев их «книжному» возрасту. Наталья Петровна, сыгранная Олесей Трум, слишком инфантильна для своих 29 лет, а семнадцатилетней Верочке в исполнении Ольги Заяц хватает буквально двух сцен, чтобы превратиться в умудренную жизненным опытом барышню, готовую на брак по расчету. А 21-летнему студенту Беляев, роль которого была доверена вновь прибывшему артисту Юрию Луговых, самому бы не помешал учитель.

К слову о Юрии Луговых. Для новоявленного Беляева из пьесы И.С. Тургенева это первая роль в стенах Мурманской Облдрамы. На встрече с представителями прессы Юрий Луговых рассказал, что его переезд из Петрозаводска в Мурманск предопределили квартирный вопрос: «Мы с супругой, которая родом из Мурманской области, благополучно перебрались в ваш город. Конечно, я стремился работать по специальности, поэтому решил попытать судьбу в Драматическом театре. Сейчас на мне лежит большая ответственность, потому как я должен оправдать ожидания и не уйти в сторону от заданного курса. Мне доводилось работать с разными режиссерами, и это бесценный багаж знаний. Надеюсь, я смогу его реализовать здесь».

Возвращаясь к спектаклю, хотелось бы вновь вспомнить специфику его художественного оформления. Под белоснежным балдахином главный художник спектакля Н.Авдеева установила пару скамеек, качели и лестницу, по которым артисты перемещаются в течение спектакля. Незайтеливые декорации в приглушенном свете служат нейтральным фоном, на котором разворачиваются драматические события. В начале второго действия внимание зрителя привлекает игра софитов, вновь задавая общий тон повествованию. А вот студент Беляев в джинсах, Лизавета Богдановна в брючном костюме и Наталья Петровна в вечернем атласном платье несколько затемнили общее впечатление от театральной постановки, однако, предпремьерный показ на то и предпремьерный, чтобы устранять недочеты в актерской игре в первую очередь.

"Знаете ли что, Ракитин: вы, конечно, очень умны, но..., иногда мы с вами разговариваем, точно кружево плетем... А вы видали, как кружево плетут? В душных комнатах, не двигаясь с места... "

Проницательный взгляд, язвительная мудрость и едкая ирония, потерпевшие оглушительное поражение в неравной схватке с" непростительной дурью", которая по велению неведомых сил вспыхнула и сожгла дотла нигилистическую теорию. Тургенев грубо и беспощадно препарирует Евгения Базарова, опуская в ножны холодного рассудка раскаленный клинок, на острие которого поблескивает любовь. Именно с таким Тургеневым - проницательным и бескомпромиссным - режиссёр Станислав Васильев пишет сценарий к спектаклю "Месяц в деревне", к премьере которого тщательно готовилась Мурманская Облдрама. Автор театральной постановки тонко чувствует своих героев, но вовсе не спешит жалеть их. Заполярная интерпретация тургеневского "Месяца в деревне" - это вовсе не ностальгическая драма о запретном чувстве хозяйки имения к молодому учителю. Это и есть плетение кружева, о котором Наталья Петровна скажет в начале пьесы. Только вместо позолоченных нитей - клубок запутанных человеческих отношений, из которых, казалось бы, уже никогда не получится цельное полотно. О какой гармонии может идти речь, когда сентиментальные интонации прерываются бесцеремонной расчетливостью, возлюбленные страшатся чувств и бегут как крысы с корабля, а добрые наставницы обрекают своих молодых воспитанниц на брак по расчёту, увидев в них соперниц? И значит ли это, что изящное кружево останется без витиеватых узоров? Все ответы - на сцене МОДТ.