Больше года назад общественная организация «Заполярье без сирот» организовала клуб «Азбука приемной семьи», в который входят приемные родители Мурманска. Его цель - объединить приемные семьи ради совместного решения различных проблем. В четверг, в программе «Точка зрения» Елена Игонина пообщалась с председателем общественной организации «Заполярье без сирот» Сергеем Балмасовым. Говорим о деятельности общественной организации и клуба «Азбука приемной семьи».

Елена Игонина: Доброе утро, программа «Точка зрения» в эфире «Большого радио». За режиссерским пультом Роман Мурачев, в студии Елена Игонина, Сергей Балмасов – как уже было представлено. Вам доброе утро!

Сергей Балмасов: Доброе утро.

Елена Игонина: Любите утро?

Сергей Балмасов: В большинстве случаев - да.

Елена Игонина: В большинстве случаев… А что бывает такого-эдакого, чтобы не полюбить утро? Воду отключили?

Сергей Балмасов: Нет, это выход из полярной ночи; это когда с утра много маленьких детей развозить по садам, и ты не выспался. Но это редко бывает. В основном настроение хорошее!

Елена Игонина: Настроение хорошее… Дети хоть высыпаются?

Сергей Балмасов: Дети – да! Дети, если вовремя ложатся, режим… Дети – стараемся, чтобы они высыпались.

Елена Игонина: Согласна, абсолютно правильное решение - режим дня, это всё в воспитании детей.

…Заполярье без сирот. Ну, вот вообще звучит это очень красиво, это какой-то идеальный, я бы даже сказала - перфектный вариант. Не будем замахиваться на всю страну, но, чтобы не было сирот… Я всё время вспоминаю, что есть чуть ли не одна-единственная страна в мире, где нет сирот – это Армения. Там все дети – абсолютно! - они разбираются родными вот в случае каких-то форс-мажоров. Мы пока только к этому стремимся.

Расскажите поподробнее о вашей организации. Тем более выяснилось, что вы достаточно юны и молоды.

Сергей Балмасов: Нашей организации скоро исполнится три года, с момента ее официальной регистрации, мы начали активную работу в шестнадцатом году. Но на самом деле существовали в таком «волонтерском» варианте еще до этого года три, наверное, проводили различные акции… Но решили все-таки для более системной работы оформиться и, ну более серьёзно заниматься.

По поводу: «Почему «Заполярье без сирот»?» На самом деле – да, звучит немножко так амбициозно, я бы сказал, и на взгляд некоторых людей не очень реалистично. Но для нас это прежде всего некая ценностная установка.

Вот вы упомянули Армению - о том, что там нет сирот. На самом деле - достаточно большая, глубокая проблема, и решить её очень быстро, конечно, невозможно, в силу социальных проблем в нашем обществе, в силу исторически сложившихся вещей. Но это - то направление, куда мы смотрим. И для нас сегодня «Заполярье без сирот» - это, прежде всего, когда мы перешли на уровень индивидуальной работы с каждым ребёнком, который по той или иной причине остался без попечения родителей.

То есть это внимание, прежде всего, к нему. Это забота о его будущем. Это вклад в его образование. Это поддержка на этапе взросления, становления и, безусловно устройство в семьи, если это возможно, вот для тех категорий детей, которые сегодня, скажем так, могут пойти в семью. Потому что далеко не все дети - старший возраст - не очень-то хотят, например.

Поэтому «Заполярье без сирот» - это то, куда мы идем.

Елена Игонина: Это хорошая цель. Искренне надеюсь, что когда-нибудь это произойдёт.

Вы сказали о том, что до создания оформленной организации были годы волонтерства. Как вы-то оказались в этой системе?

Сергей Балмасов: А я думаю, что мой путь в эту систему – он очень похож на путь любого представителя НКО. Это когда ты через свой личный опыт сталкиваешься с этой проблематикой, и потом начинаешь понимать ее чуть лучше, чуть глубже. И вот через какое-то личное участие, опыт, ты приходишь к пониманию, что проблему нужно решать.

В нашей семье (у нас долгое время не было детей собственных, кровных) мы с супругой пришли к выводу, что мы могли бы усыновить ребёнка. Мы шли с такой мотивацией, что для нашей семьи нужен ребёнок, вот мы хотим, и в 2011 году мы запустили этот процесс - мы взяли маленькую девочку новорождённую. В процессе, когда мы ходили в детские дома, в Дом малютки, мы видели, какое количество детей там есть, мы видели, насколько они реагируют эмоционально, насколько они бегут. И это довольно эмоционально сложное переживание, когда ты видишь детей, которые нуждаются во взрослых.

После этого мы взяли еще одного ребенка, уже постарше возрастом, мальчика чуть более сложного. И в процессе общения с такими же как мы людьми, заинтересованными в помощи детям - то есть у нас изначально не было цели какие-то организации делать - постепенно мы пришли к пониманию, что необходимо в определенной степени (это был тринадцатый – четырнадцатый год) промотивировать эту идею, потому что детям реально нужны семьи, родители.

В нашей семье после этого появилось ещё несколько детей. Сегодня у нас пять детей приемных. На этом мы остановились – наш семейный ресурс исчерпан – и пришли к пониманию, что мы могли бы привлечь ресурсы общества, для того, чтобы тем или иным образом помочь. Это необязательно усыновление, необязательно приемная семья – можно помогать совершенно разными способами. Тем более, что на сегодняшний день основной запрос от категории детей, это помощь в образовании, помощь в социализации, становлении. А для этого нужно быть… знаете, часто говорят, что эти родители – герои. Нет, не герои – самые обычные люди.

Елена Игонина: Ну, в глазах всех остальных есть элемент геройства. Почему - потому что вы правильно сказали, что изначально всё это было продиктовано благородством, действительно желанием стать родителями. Это абсолютно объяснимо.

А потом появляются проблемы, потому что дети – они, естественно, непростые. Даже если они самые маленькие, всё равно какой-то характер у них уже есть.

Как вы сорганизовались – как это все происходит? Через Интернет? Как люди собираются в эти, давайте их назовем, клубы по интересам (хотя это очень такое название, не соответствующее истине)?

Сергей Балмасов: Ну, я думаю, что по интересам – да: есть интерес в том, чтобы помогать детям.

Вообще клубы формируются… Наш, по крайней мере, клуб был изначально сформирован очень естественным путем. Это не пришло откуда-то извне, это не «у кого-то возникла идея». Просто знаете, как лучше всего работает сарафанное радио: когда мы задумались о том, чтобы взять ребенка, куда мы пошли? – мы пошли к своим знакомым, у которых такой ребёнок уже был, и не один. Мы послушали их опыт, потом пошли еще к людям, с ними поговорили. Мы определялись именно таким опытным путём.

Конечно, мы общались и с органами опеки, смотрели и изучали литературу. Но хороший, самый действенный пример – это некий «личный опыт твоего знакомого». И к нашей семье довольно много людей обращалось, когда у нас появились дети. Моя супруга, она вела (ну и продолжает иногда вести) определенные рубрики в социальных сетях («Записки многодетной мамы Кати»), рассказывая о том, как мы живем, как мы проходили адаптацию, как наши дети взрослеют.

И постепенно ещё несколько человек из нашего круга – не из близких друзей, но из наших знакомых - они также задумались об этой идее. И появилось небольшое сообщество, 10-12 семей, которые так же, как и мы, взяли детей. И, в общем, было принято такое решение, что нам бы неплохо собираться вместе хотя бы раз в месяц (это было порядка двух лет назад), и мы начали это делать. Может быть, не так системно. Но, понимая, что проблемы, как правило, повторяются, делились своим опытом, приглашали туда других людей, которые также были заинтересованы.Вот таким образом это началось.

Елена Игонина: До программы мы с вами, Сергей, обсудили то, что есть государственная политика, направленная на тоже самое: цели идентичны, государство тоже хочет, чтобы у нас не было сирот. И тем не менее, все равно, параллельно с государственными программами, параллельно с проведением их политики, существуют, и организовываются, и появляются организации, подобные вашей, которые никакого отношения к государству не имеют, но подчас польза (хотела сказать «выхлоп») становится значительно большей, чем от государственных программ. (Понятно, у них много проблем, детей много, а здесь такой частный случай.)

Как вы специалистов подбирали? Перетягивали с государственной системы?

Сергей Балмасов: Ну, на самом деле по поводу именно специалистов по части профессиональной их подготовки, это еще тот путь, который нам нужно пройти. Сегодня, если говорить про клуб, он базируется скорее на некоей общей идее, на общих проблемах. И та поддержка, которую мы оказываем непосредственно на встречах клуба, это скорее поддержка на уровне «равный – равному». Это передача опыта от более опытных родителей к тем, кто только ими стал, либо… Знаете, когда человек на практике прошёл что-то в своей жизни, когда он знает, где какие специалисты работают, где посоветуют хорошего врача или хорошего психолога, где он посоветует, например, в период адаптации, как это было в его случае – вот на таком уровне.

Что касается специалистов – безусловно, какие-то сложные вещи, которые мы проходим (мы же сотрудничаем с органами опеки достаточно плотно, и с Центром нашим, который оказывает именно сопровождение), мы эти все вещи делаем вместе. Я бы вообще не разделял – «то, что делает государство, это одно, то, что делаем мы, это другое». Почему? Потому что сегодня вообще в целом в России задан очень мощный тренд поддержки некоммерческого сектора и социально ориентированных некоммерческих организаций. У нас системно проводятся конкурсы для НКО, в которых мы достаточно успешно участвуем вот уже два года, выигрываем серьёзные гранты для того, чтобы получить ресурсы и специалистов для того, чтобы помогать семьям.

То есть это две вещи, которые работают параллельно, дополняя друг друга. Просто мы, как НКО, мы гораздо более гибкая система. Мы можем позволить себе не те стандартные формы работы, а то, что мы видим необходимым и нужным.

Елена Игонина: Был вопрос… Я задумалась, честно говоря, что одно плавно вытекает из другого!

Хорошо, опять-таки до программы мы успели обсудить, что маленькие дети – это маленькие дети. А у нас по крайней мере даже в анонсе заявлено о том, что есть такая категория сложных детей – подростки. Маленьких детей быстро разбирают, и об этом все прекрасно знают. Дети постарше, которые уже вообще, скажем так, отчасти сформировавшиеся. Понятно, что в него ещё можно много вложить, но вот это такая сложная, наверное, категория детей. В вашей семье и среди ваших соратников, сподвижников, есть дети, которые попадали в приемные семьи, будучи уже весьма «подрощенными»?

Сергей Балмасов: Да, у нас, кстати говоря, таких немало – детей, которые пришли в приемные семьи старше 12, кто-то в 14, кто-то – в 15. В нашей семье девочка, которая последняя пришла, ей было 15 лет – сейчас ей 17 с половиной лет.

Да, есть разные возрастные категории. Конечно, в общем преимуществе запрос от кандидатов направлен на категорию детей от 0 до 5. Сейчас уже выше, люди готовы брать детей и до 10 – не то что бы с легкостью, но с определенной степенью уверенности, готовности, что они могут справиться. Если посмотреть ситуацию пять лет назад, конечно, мы приходили из школы ШПР, и там сидит большинство людей, которые хотят усыновить новорождённого ребёнка. Реальность сегодня такая, что нам требуется помогать подросткам. Подростки - я имею в виду тех, кто у нас уже восьмой-девятый класс, 14-15, или 17, и там до 18 лет. Многие из этих ребят (мы с ними работаем, общаемся прямо сейчас в ежедневном формате) – им, наверное, самим очень было бы сложно устроиться в приёмную семью, в совершенно новую систему, с новыми требованиями. Поэтому для них сегодня гораздо более актуальна поддержка и помощь в том, чтобы получить образование. Я имею в виду простые вещи: закончить 9 класс, поступить в колледж, удержаться в этом колледже, получить среднетехническое образование для того, чтобы потом иметь возможность работать и так далее.

Поэтому я бы сказал так, что есть разные возрастные категории детей, и для них нужна разная помощь. Конечно, младшим, безусловно – это семейное устройство: это усыновление, приемная семья, это даже может быть режим временного пребывания ребёнка, когда семья может брать на выходные ребёнка, и на каникулярное время. Ребятам постарше тоже нужна семья, есть такие случаи. Но чаще всего они нуждаются в дополнительном репетиторстве, в том, чтобы на выходе уже в самостоятельную жизнь, в 18 лет, был кто-то взрослый, кто помог бы разобраться с социальными, с юридическими вопросами, с их жильём, с обеспечением прав - вот такие вот вещи!

Елена Игонина: У вас очень много проектов. У вас есть свой сайт, у вас есть странички в социальных сетях. Вот один из последних проектов - по крайней мере тот, который я узрела - опять же, что-то о стартапах. Давайте поподробнее, потому что это жутко важная вещь, потому что в семье-то дети иногда ничего не хотят в подростковом возрасте, и им ничего не надо, кроме собственного гаджета. А тут это все усложняется вдвойне, а то и втройне.

Сергей Балмасов: Вы правы, абсолютно, в том, что сложности подросткового возраста – они идентичны, у детей, которые воспитываются в организациях и у тех, что растут в семьях. Но действительно, те, кто в организациях, на них накладывают ещё определённые, более серьёзные вещи… Что касается проекта, он называется «Стартап – школа жизни». Его главная цель состоит в том, чтобы ребятам - участникам этого проекта, дать очень хорошую мотивацию, и чтобы они смогли пережить собственный успех.

Елена Игонина: Пережить собственный успех… Это «медные трубы»?

Сергей Балмасов: Нет… «Пережить собственный успех» -имеется в виду: ребята, как правило, слабо мотивированы и на учебу (им не особенно хочется учиться, честно говоря) …

Елена Игонина: Есть такое, конечно!

Сергей Балмасов: Что касается перспективы собственного будущего, она очень слабо просматривается в том плане, что нету понимания, «что я буду делать». Либо, если оно присутствует, то оно не очень реалистичное. И часто, если ребята что-то начинают, они это бросают. Знаете, такие краткосрочные желания, которые не подкреплены волевой сферой.

Что мы хотим сделать? Мы хотим в рамках проекта – во-первых, он наставнический, изначально мы готовили порядка там более двадцати наставников, мы два месяца проходили с ними обучение, со специалистами, мы объясняли, как и что нужно в рамках проекта делать для того, чтобы помочь ребёнку грамотно, правильно, именно чтобы сделать то, что будет ему полезно. И очень хорошо, что у нас многие люди откликнулись и прошли обучение, и сегодня успешно в этой программе работают.

Что касается самих детей, то в этом проекте мы проводим для них так называемую «школу жизни». Мы разъясняем, как они будут входить во взрослую жизнь, что там важно, что неважно, какие умения и навыки им потребуются, какие могут быть варианты развития для них самих. Подработки, первая их работа - насколько важны колледж и образование. Но! – в проекте мы ставим одну простую достижимую цель для каждого ребёнка. Это может быть цель образовательная – допустим, закончить успешно 9 класс.

И все это время (мы начали проект в сентябре) мы совместно с детьми помогаем им разобраться, где у них, допустим, определенная неуспеваемость, что для этого нужно сделать, к каким учителям пойти. Это кажется очень простые вещи! На самом деле, для многих из них — это порой не совсем понятно - оказывается, что можно было бы там что-то исправить. И мы пока видим, что есть определённый прогресс.

У нас проект пока находится в стадии реализации, и когда, мы надеемся, что, когда эти цели (это, еще раз говорю, образовательная цель, но при этом может быть цель, например, просто похудеть на пять килограммов), чувство успеха, когда получит ребенок, он поймет, что он – может. Он поверит в свои силы, и таким образом потом спроецирует вот этот успех на свою дальнейшую жизнь.

Елена Игонина: Но жизнь не состоит из одних успехов.

Сергей Балмасов: Безусловно! Но у них их порой вообще не хватает.

Елена Игонина: Насколько я поняла, ставится какая-то сначала маленькая цель – вот как вы говорили, «неважно» - может, получить «четверку» по определенному предмету за семестр, и там кому-то похудеть, кому-то прочитать: они этого достигли. Они в состоянии потом работать на новую цель, или это вы уже их программируете на то, что жизнь состоит как раз из тех самых целей, к которым есть смысл подползать, добираться, добегать, доходить?

Сергей Балмасов: Абсолютно верно вы говорите - в том, что эта маленькая цель, это лишь один шаг к большей цели. На самом деле я не совсем корректно объяснил - ставится для них цель примерно на 2-3 года, такая для них долгосрочная цель, которую они хотят. Например, «Хочу стать ветеринаром!».

Елена Игонина: Круто!

Сергей Балмасов: … либо: «Я хочу попасть на практику в юридическую компанию». Не всегда это звучит реалистично, но - мы начинаем разбираться: «Давай посмотрим, что тебе для этого нужно сделать. Тебе надо образование? Да. Давай посмотрим, что у тебя с образованием».

Или: «Я хочу стать спортсменом, играть за сборную в хоккей!» - «ОК, давай посмотрим, что ты сегодня, сейчас можешь для этого сделать». И мы прописываем – у каждого ребёнка есть свой личный маршрут успеха, который разработан координатором проекта совместно с наставниками, и у них вот эти все несколько месяцев, они буквально расписаны из таких маленьких конкретных шагов, которые наставник помогает выполнять. Несколько ребят сейчас у нас учатся на права, потому что они впоследствии видят себя…

Елена Игонина: …водителями, механиками…

Сергей Балмасов: …связанными с автотранспортом, водителями. Девчонки пошли на курсы по маникюру, визажу – это такая практическая профессия…

Елена Игонина: Согласна!

Сергей Балмасов: … умение, которое позволит им зарабатывать какие-то деньги. Часть ребят, которые учатся уже в колледжах, активно закрывают свои там долги за прошлые сессии, чтобы сохранить место в колледже и продолжать учиться. Наша задача как организации в том, чтобы мы сопроводили этот процесс, и в итоге то, что было запланировано - было реализовано. По крайней мере, на эти полгода, в части достижения той большей цели, которую они хотят.

Естественно, мы говорим о том - мы не заканчиваем работу на… допустим, в июле у нас проект закончится, но мы надеемся, что те отношения с наставниками, которые у них завязались, они сохранятся, и дальше будут поддерживаться. Вот такая, на мой взгляд, эффективная практика.

Елена Игонина: Мне кажется, это бессмысленно, закрывать этот проект – он должен быть постоянный! Давайте прервемся на рекламу, а потом вернемся к вашим проектам.

…В процессе рекламы выяснилось, что вы работаете не только со своими детьми в ваших семьях - вы вообще работаете с детьми, которые по сей день находятся в детских домах, и те, которые уже выпустились из них. То есть у вас есть, как выяснилось, и для взрослых совершенно – 19-20 лет, которые может быть не все понимают в сегодняшней жизни.

Сергей Балмасов: Да, то есть мы помогаем. У нас несколько категорий – приемные семьи, не только дети, но и родители в приемных семьях (поддержка через клубную деятельность). Проект организации, то есть «Стартап…», направлен непосредственно на детей, которые будущие выпускники (организация для детей-сирот), либо уже выпустившиеся, которые в колледже обучаются, и те, кто в принципе живет самостоятельной жизнью, но ещё находится на стадии вхождения, когда у человека не решены еще там разные бытовые, социальные проблемы. То есть такие ребята в проекте тоже есть.

Елена Игонина: Вот помощь с организациями – то есть вы ребят направляете туда, куда нужно двигаться, как себя самого заставить, потому что вы не решаете за них их проблемы, а вы их сподвигаете к тому, чтобы они самостоятельно справлялись с реалиями сегодняшнего дня. Они привыкают к тому, что так будет всегда? Или всё-таки взрослеют и становятся людьми, которые в состоянии взять ответственность за себя и за свою жизнь?

Сергей Балмасов: Это вот как раз наша цель, чтобы они могли взять ответственность за себя и за свою жизнь.

Понимаете – отсутствует опыт принятия самостоятельных решений. Опыт, если мы говорим уже про взрослую жизнь, допустим, детей, которые абсолютно уже дееспособны, им больше 18 лет, то здесь, конечно, вот именно наставничество. То есть нужно сначала показать, нужно всё рассказать, нужно сходить вместе, порешать какие-то довольно сложные, кстати говоря, проблемы. Если мы говорим про вопросы, например, с жильём, которые возникают у многих, там очень много юридических нюансов, там даже взрослому грамотному человеку порой сложно разобраться, поэтому здесь бывает актуальна и юридическая помощь. Допустим, начисленные долги за период времени, пока ребёнок был несовершеннолетним. Вот и приходится ходить, писать заявления вместе с наставником, отменять эти приказы, которые были несправедливы.

Поэтому здесь мы не говорим о том, что ребят как бы их просто ведут за ручку. Их учат, как решать в жизни самостоятельно те вопросы, которых, например, при воспитании в семье тем или иным образом ты бы касался. Ты бы видел, как это делают родители. Ты бы, может быть, сам потихонечку принимал бы в этом участие. Ребята приобретают постепенно такой опыт и, допустим, есть довольно успешные те из них, которых мы еще без оформленного проекта - вот наш координатор Дарья сопровождала самостоятельно – и мы видим результаты.

То есть если поставить на правильные рельсы, объяснить, что нужно платить за квартиру вовремя, что нужно еду хранить в холодильнике (ну я утрирую немножко) – то есть это тот опыт, которого им не хватает. Наставничество – это передача вот этого самого опыта, о том, как жить уже вне детского дома, когда государство прекращает о тебе эту заботу, попечение, и полностью решение всего за тебя. Это самая большая сложность на самом деле - когда они выпускаются, то вот этот «новый мир» для них, он не очень знаком. И наша задача - познакомить и таким проводником быть, чтобы они могли самостоятельно дальше двигаться.

Елена Игонина: Вы упомянули о тех ребятах, которые уже прошли ваши «азбучные истины», чему-то уже научились - они возвращаются к вам, чтобы уже взять на себя роль наставников?

Сергей Балмасов: У нас есть ребята в проекте сейчас, которые, скажем так, уже довольно успешны, прошли определённый путь. То есть ребята, которые закончили колледж, которые живут самостоятельно в своей квартире, обустроили свое жилье, допустим, устроились на работу и сегодня думают уже о высшем образовании. Есть два человека в проекте, которые готовятся к поступлению в вуз. Это такой немножко вызов вообще для всех, потому что, как правило, сегодня для ребят из этой категории – это распространённое мнение и практика - максимум как бы колледж.

Елена Игонина: Да кто ж мнение в головах-то заселяет?!

Сергей Балмасов: А это, к сожалению, такая система, знаете, когда у них нет интереса к учебе, когда в школу просто могут не ходить, и – ну, как бы им это не надо, им это не интересно, потому что не покрыты более глубокие потребности ребят - в принятии, в любви, в том, что даёт семья.

Само образование по себе – это вещь, которая может нормально развиваться, на мой взгляд, только когда обеспечено всё остальное, то есть из состояния покоя. Но мы хотим, чтобы ребята пробовали себя. Не обязательно у всех должно быть высшее образование, нет. Но есть талантливые, есть очень умные ребята, которые реально при приложении усилий могли бы достигать каких-то успехов.

У нас в прошлом году один из выпускников хотел поступать в институт, он успешно закончил колледж, устроился на работу. Он сдал один экзамен ЕГЭ, самостоятельно готовился. Второй он не смог сдать, пошёл в армию, но, когда вернётся, будет продолжать этим заниматься. И знаете, пример одного человека успешного, он может очень сильно сыграть для других. И поэтому в проекте есть у нас такие, которые уже выделяются…

Елена Игонина: Я смог, и вы сможете!

Сергей Балмасов: Да, да, вот такой принцип тоже мы стараемся использовать, для того, чтобы они, смотря друг на друга, тоже понимали, что «если он смог - и я смогу», или «она смогла - почему у меня это не получится?».

Елена Игонина: Ребята, процветания вам, удачи!

У нас не так много времени остаётся, давайте перейдём к конкретике. Где, когда, каким образом можно с вами встретиться? И я надеюсь, к вам придут люди, нуждающиеся в поддержке.

Сергей Балмасов: Наш клуб работает по субботам еженедельно в 16:00. Мы встречаемся сейчас в отеле «Азимут», на шестом этаже, офис 609. Всю информацию детальную мы размещаем в группе нашей Вконтакте (если набрать «Заполярье без сирот», там высветится). Можно оттуда почерпнуть информацию, там есть все контактные данные – телефоны, е-мэйлы, поэтому мы открыты всегда к людям, к приемным родителям. Даже если вы не приемный родитель, а только об этом думаете, мы приглашаем и таких людей, которые только хотят послушать, кандидатов, которые ищут сегодня детей своих, поэтому добро пожаловать.

Елена Игонина: Еженедельные встречи – они тематические или опять же можно обращаться с самыми различными вопросами?

Сергей Балмасов: И то, и то. У нас часть встреч проходит тематически, то есть мы приглашаем каких-то специалистов, которые дают определенную лекцию, мы это обсуждаем. А также есть обсуждение абсолютно свободное, в формате такой беседы, когда родители приходят, пьют чай, общаются между собой, делятся чем-то для себя значимым. Если у кого-то что-то болит, то мы можем на тему любую переключиться.

Елена Игонина: А болит?

Сергей Балмасов: Да, бывает – болит. Люди приходят, потому что есть потребность в этом.

Елена Игонина: У нас остается полторы минуты… Вы в состоянии уберечь приемных родителей от (упомянули вы тоже, в беседе за пределами студии) выгорания? Случается такое?

Сергей Балмасов: Случается. И родителям сложно, детям тоже бывает сложно. Знаете, давать каких-то гарантий – конечно, нет. Любой высококвалифицированный специалист, он может лишь внести определенный вклад. Но главное, что мы можем дать, это то, что мы всегда поддерживаем родителей. Если нужно, мы готовы вместе с ними идти к специалистам, просить что-то сделать… Ну а гарантий никто не даст. Главное - вовремя обращаться, не доводить ситуацию до критической отметки, когда уже совершенно плохо становится.

Как правило, все эти возвраты, это всё выгорание – оно происходит из-за поздней стадии обращения. Вот мы стараемся этого избегать.

Елена Игонина: Хорошо, что вам кто-то тоже помогает. Вы друг другу помогаете, потому что без этого, наверное, крайне сложно было существовать.

Сергей, огромное вам спасибо! Я, конечно, в душе абсолютно искренне с вами солидарна, и, честно говоря, не просто приветствую, а всеми, обеими руками «за» то, что вы делаете, но я понимаю, насколько тернист и труден ваш путь. Поэтому вам терпения, мужества, и пусть у вас все получится. Спасибо вам огромное!

Сергей Балмасов: Спасибо вам.

Елена Игонина: А приходите к нам еще!

Сергей Балмасов: Придем.

Елена Игонина: Потому что проектов у вас много…

Сергей Балмасов: Да, у нас много еще проектов, есть, о чем рассказать.

Елена Игонина: Да? Прекрасно! Спасибо, удачи, до новых встреч!

Сергей Балмасов: Всего доброго.

Текст: Геннадий Алексеев