Уровень духовно-нравственного развития человека во многом определяется не только через его отношение к «своему ближнему», но и по манере общения с нашими меньшими братьями, не способными к аналитическому мышлению и эмоциональному переживанию. С давних пор творцы художественного слова обращались к изображению животного в роли своеобразного зеркала человеческой души. До появления письменности древние люди рисовали на пещерных стенах при помощи символов визуальные повести о преданных животных, что сопровождали их на протяжении всей жизни. В нравоучительных баснях древнегреческого поэта Эзопа животные наделены человеческими чертами, в которых угадываются бескорыстие и жадность, злоба и добродетель, тщеславие и щедрость. Знаковую роль животные исполнили в развитии мифологических систем древних греков и египтян, а также нашли свое символическое отображение в библейских текстах. 

По мере развития историко-литературного процесса менялись и образы животных, а точнее, их индивидуальные характеристики в том или ином художественном произведении. Мыслители эпохи Просвещения главную цель своей творческой деятельности видели в совершенствовании нравов и перевоспитании общества, современное состояние которого казалось им невежественным и несуразным. Для высмеивания безграмотности, религиозного фанатизма и мракобесия им понадобилась более тщательная прорисовка «животных» персонажей, которые смогли бы не только транслировать читателю идею авторского замысла, но и отобразить человеческие недостатки. 

В литературе XX века животные превращаются в символ разрыва естественных связей между миром природы и человеком, моральной деградации человека, дегуманизации общества, технического прогресса и других жизненных явлений, которые легли в сюжетную основу произведений Дж. Лондона, Э. Сетона-Томпсона, Р. Киплинга и многих других писателей. Под влиянием символизма образы животных стали использоваться с целью передачи более узкого смысла. Например, для передачи тем, связанных с трагическими событиями в современной истории человечества: паранойи, пустоты, отчужденности, одиночества современного человека, затерянного в непостижимой реальности. Названия животных мы встречаем в ряде произведений современной литературы: “Кошка на раскаленной крыше”, “Ночь игуаны”, “Сладкоголосая птица юности” великого американского писателя Т. Уильямса. Чего не скажешь о заглавии пьесы украинского драматурга Марии Ладо «Очень простая история», по мотивам которой в 2005 году на сцене Мурманского областного драматического театра был поставлен одноименный спектакль. Однако отсутствие «животного» имени в весьма обыденном названии вовсе не означает, что идейно-художественный замысел пьесы во многом уступает произведениям других драматургов в своей «звериной человечности». Спустя, ни много ни мало, 14 лет артисты Мурманской Облдрамы под чутким руководством режиссера Станислава Васильева вдохнули в «Очень простую историю» новую жизнь, что говорит об актуальности пьесы и в наше время. На генеральную репетицию обновленного спектакля были приглашены представители творческих объединений, региональной прессы и другие ценители театрального искусства.

Название спектакля «Очень простая история» наглядно иллюстрирует его сюжетную нить, на которую по мере развития действия размеренно нанизываются бусины глубоких философских проблем, требующих осмысления. В центре повествования художник-драматург рисует двух молодых людей, влюбленных друг в друга до беспамятства. Буквально в начале повествования Алеша и Даша узнают о том, что их новоявленная пара ожидает ребенка, вследствие чего будущие родители решают узаконить свои отношения. Однако рождению новой полноценной семьи должны и могут помешать бесконечные разборки, натянутые между их семьями. Дарья выросла в семье крепкого сельского труженика, который откровенно презирает своего нерадивого соседа – отца Алексея. Несколько лет назад он потерял жену и променял жизнь ради единственного сына на бесконечные вылазки в чужой сарай за очередной бутылкой самогона. Когда нежеланная правда вскрылась, отец Дарьи наказал своей дочери во что бы то ни стало избавиться от ребенка и навсегда забыть о сыне беспробудного пьяницы. Во время очередной семейной сцены родители Дарьи выбирают дату поездки в город к врачу. Прежде чем взять на душу грех и расстаться с отцом неродившегося ребенка Даша откладывает все дела и едва ли не бежит на встречу с Алёшей, который не упускает возможности упрекнуть своего горе-родителя в отсутствии денег и бесконечных запоях.

Свидетелями трагической истории становятся домашние животные, которые уже не первый год дружно живут в хозяйском хлеву. Добродушные и наивные животные не только являются центральными персонажами пьесы, но и дают простые ответы на сложные вопросы. Мудрая старая лошадь рассказывает любопытной свинье, какова жизнь за пределами его маленького загона. Заботливая и суетливая корова ждет своего первого теленка, а взбалмошный петух без умолку передает своим собратьям последние новости, услышанные по радио. Любимцем всех животных является верный пёс Крепыш, который стоит на «шухере» в то время как Даша и Алёша прячутся от злобных родителей в хлеву. Поначалу невинные звери с недоумением наблюдают за творящейся суматохой, но узнав о коварном замысле своих суровых хозяев, решают спасти малыша ценою собственных жизней. Однако всё меняется, когда отец Алёши видит зарезанную Свинью в образе белокрылого ангела и узнает, что ребенок будет спасен, если на небеса поднимется его Ангел-хранитель. Казалось бы, пропащему человеку не знакомы понятия гуманности и милосердия, но именно отец Алёши опускает ружье, поднятое на старую лошадь, и кончает жизнь самоубийством ради жизни собственной внучки.

В роли хозяина, несмотря на масштабные перестановки, остался заслуженный артист России Александр Водопьянов. Во втором составе вместо него на сцену выходит Алексей Воронин, который в предыдущей версии спектакля исполнял роль Алёши. По словам Станислава Васильева, Воронин «возмужал» и стал похож на Хозяина усадьбы. А вот артисты, играющие животных, поменялись полностью. Например, в роли миловидной Свиньи выступила Наталья Молчанова.

Эта пьеса-притча простая, но, на самом деле, очень актуальная, - отмечает главный режиссер МОДТ Станислав Васильев. – Актуальна она не только потому, что поднимает острые социальные вопросы, но и ставит акцент на деревенской теме, которая начинает вымирать. Бывший главный режиссер театра Султан Абдиев в свое время очень хорошо решил этот вопрос с художником. Маленькая деревенька, установленная на самом краю сцены, - это их идея. Мы же капитально восстановили спектакль и произвели замену актеров, которая была необходимо в связи с уходом некоторых артистов. Хотя остались актеры, которые принимали участие и в прежнем составе спектакля. Это, действительно, очень простая, но глубокая история, где есть жизнь, любовь и гармония. Меняется мир, меняемся и мы сами, а вот вопросы остаются. Спектакль как будто останавливает нас, призывает подумать над тем, что такое семья, каковы в ней взаимоотношения отцов и детей, почему судьба подкидывает нам такие сложные уроки. Театральная постановка по существу должна содержать историю, в которой прорисовывалась бы человеческая судьба. Это очень важные вещи, на которые нам сегодня некогда обратить внимание.

Ближайшие показы спектакля «Очень простая история» состоятся 28 апреля и 5 мая на сцене Мурманского областного драматического театра.