Массовые погромы по отношению к народам семитского происхождения в течение нескольких сотен лет входили в число регулярных практик на территории Западной Европы. Однако насильственные гонения, которые происходили в Российской империи в начале прошлого столетия, не только перечеркнули исторические события, некогда произошедшие в Европе, но и стали своеобразным символом международной борьбы с еврейским населением. 

В конце XVIII века указом Екатерины Великой была определена так называемая «черта оседлости», определявшая территории, на которых разрешалось селиться еврейским общинам. Данный указ не распространялся на купцов первой гильдии, ремесленников, отслуживших рекрутов и других людей, которые принадлежали к высокой социальной категории. В 1821 году инициаторами массового погрома в Одессе стали греки, взбудораженные слухами о причастности евреев к убийству греческого православного патриарха Григория в Стамбуле. Ключевой причиной многочисленных гонений, произошедших во второй половине девятнадцатого века, стала не религиозная неприязнь, а торговая конкуренция. Ужесточению внутренней политики в отношении евреев способствовал приход к власти Александра III, а затем его сына Николая II. Еврейские погромы долгое время оставались проверенным способом отвлечь людей от революции, однако, уже в годы Гражданской войны они приобрели внушительные масштабы.

Массовые выступления на евреев прекратились к 1907 году, когда первая русская революция пошла на спад, однако, уже в период Гражданской войны волна насильственных акций вновь захлестнула территорию уже бывшей Российской империи. Жертвами антиеврейских акций в годы Гражданской войны стали от 100 до 200 тысяч человек, а общее количество изнасилований и грабежей едва ли подается исчислению. В связи с массовыми гонениями на евреев русское слово «погром» вошло в лексический состав большинства европейских языков, а потому не удивительно, что масштабные преследования еврейского народа легли в сюжетную основу многочисленных художественных произведений. Разные стороны, казалось бы, неразрешимого социального конфликта между евреями и славянами нашли свое отражение и в знаменитой повести еврейского писателя и драматурга Шолом-Алейхема «Тевье-молочник», по мотивам которой под занавес юбилейного театрального сезона на сцене Мурманской Облдрамы состоялась премьера спектакля «Поминальная молитва». С момента создания цикла еврейских рассказов на идише прошло более ста лет. За эти годы история о великодушном и благочестивом молочнике Тевье и его большом семействе прошла тщательную проверку временем, указав на остроту социальных проблем, актуальных во все времена.

К слову о времени. Действие сюжета разворачивается в начале XX века в небольшой украинской деревеньке под названием Анатовка, где в мире и согласии живут представители разных национальностей: русские и евреи. В центре художественного произведения изображена большая семья «бедного, но не нищего» торговца молоком, который всю жизнь честно трудился на благо своей любимой супруги и миловидных дочерей, исправно молился перед приемом пищи и мечтал связать свою семью родственными узами с обеспеченными людьми. Все герои повести – русские, украинцы и евреи – пребывают в крепких дружественных отношениях, несмотря на различия между иудейской и христианской верой. Казалось бы, мирное течение жизни Тевье-молочника не смогут нарушить ни бытовые трудности, ни глобальные перемены. Однако привычный уклад семейной жизни, словно хрупкое стекло, предательски покрывается трещинами и постепенно рассыпается на тысячи мелких осколков, когда в Анатовку приезжает дальний родственник Менахем-Мендл и, будучи в образе новоявленного свата, предлагает Тевье выгодную сделку: выдать его старшую дочь Цейтл замуж за состоятельного мясника Лейзера и поправить, таким образом, свое финансовое положение. Тевье принимает предложение предприимчивого Менахема, однако, сталкивается с непониманием и нарочито показным свободомыслием Цейтл. Девушка наотрез отказывается от этой затеи и на коленях просит у отца благословение на брак с бедным и безобидным портным Мотлом, у которого нет денег даже на покупку швейной машины. Скрепя сердце Тевье соглашается на уговоры любящих друг друга молодых людей, после чего в его жизни начинается череда жизненных испытаний, в которых раскрываются натуры героев, вспыхивает и с огромным трудом разрешаются конфликты на религиозной почве. Вторая дочь Тевье влюбляется в бедного студента-революционера Перчика и отправляется вслед за ним в ссылку в Сибирь, третья дочь Хава принимает православие и уходит из дома, где от нее навсегда отрекается отец. Все герои «Поминальной молитвы» мечтают о легкой беззаботной жизни и находятся в поиске любви. Вот только сложившиеся традиции заставляют каждого из них по-разному трактовать прописные истины, загоняя себя в рамки условностей и запретов. Кроме того, Тевье предстоит пережить смерть жены Голды, выселение за черту оседлости и другие невзгоды, которые одинаково трагичны для любого человека, вне зависимости от того, какого он происхождения, расы и пола.

«Пьеса вроде бы очень простая, но в этой простоте скрывается своя сложность, связанная с личностью каждого: насколько мы можем открыться таким темам, как толерантность, любовь и терпимость, насколько мы готовы отдавать свою любовь и отпускать своих детей с любовью. Не удерживать, как бы ни хотели их оставить в своей вере, традициях. Ведь жизнь идет именяется, у цивилизации свои правила игры. Конечно, в этом есть своя сложность, поскольку все связано с личностью каждого человека. Как говорит Голда: «Не думай об этом, думай о приятном». В «Поминальной молитве» основная тема семьи, поэтому мы рассчитываем увидеть в зале именно семьи», - рассказывает главный режиссер Мурманского областного драматического театра Станислав Васильев.

«Замечательная пьеса, великолепнейший текст, насыщенный юмором, трагизмом, любовью, — сказал исполнитель роли Тевье актер Владимир Равданович. — Если учесть все сценические нюансы и собственное внутреннее ощущение, то роль получается. Надо подходить к работе органично. Объем, конечно, большой, но мы справляемся. В репетиционном процессе и рождается сценическая свобода, когда не думаешь, куда пойти и что сказать, все происходит само собой», - поделился своими впечатлениями от подготовки спектакля исполнитель роли Тевье-млочника Владимир Равданович.

Премьера спектакля «Поминальная молитва» на сцене Мурманского областного драматического театра состоялась 15, 16 и 21 июня в 19 часов. Постановка «Поминальная молитва» откроет новый юбилейный театральный сезон следующей осенью.

Фото: Олег Филонок