3. Обижены и небогаты

После того, как Иван Грозный захватил Казань, татар выселили за пределы города. Им запретили торговать. Были разрушены мечети. Возводились православные храмы, для строительства которых переселяли каменщиков, плотников и прочих мастеровых из центра России. Местные мирзы, надеясь получить послабления, слали в Москву челобитные с жалобами на свою горькую участь. С того времени и возникло в русском языке ироничное выражение «сирота казанская». Так продолжалось две века. Послаблений татары дождались только от Екатерины Второй.

Она посетила Казань в 1767 году. Итогом визита стал указ «О нечинении казанским служилым татарам препятствий в отпуске их в разные города для торговых промыслов». Мусульман уравняли в правах с православным населением, разрешили построить две мечети и медресе. Императрица также ликвидировала «контору новокрещенских дел», занимавшуюся насильственным крещением… Обрадованные татары прозвали её «Эби-патша», или «добрая бабушка».

Но в целом,  ещё довольно долго - до начала 20 века, татарская община жила замкнуто и небогато. Большая часть сведений об их быте стала известна широкой общественности благодаря Карлу Фуксу, врачу, преподавателю Казанского университета, историку и коллекционеру, и Каюму Насыри, татарскому учёному, преподавателю, этнографу.

Фукс (1776 - 1846) и Насыри (1824 - 1902), по воспоминаниям современников, были людьми большого личного обаяния и хорошими специалистами в своём деле, как сказали б сейчас. Фукс вообще оказался первым врачом, которого признали казанские татары. Чужих в дом они пускали только в исключительных случаях. Однажды, в качестве высшей степени доверия, ему позволили посмотреть сквозь отверстие в занавеске на татарскую свадьбу. Обряд он описал в книге «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях». Также он увидел, как готовят праздничное лакомство из муки, меда и яиц. Но пропорции узнать не удалось, и рецепт лакомства долгое время оставался секретом.  

Сегодня чак-чак (по-татарски «чуть-чуть») – самый популярный татарский десерт и сувенир. Наряду с эчпочмаком, треугольным пирожком с начинкой из мяса, картошки и лука, он считается нематериальным наследием татар. «Визитную карточку» республики продают на каждом углу, не говоря о сувенирных лавках. Открыли даже целый музей, где экскурсия завершается чаепитием. В музее чая – есть и такой – тоже гоняют чаи. Что за татарин без чая? Это главный национальный напиток. Чай с местными травками-добавками тоже продают на каждом углу (продолжение следует).

Фото: https://kzngo.ru/place, https://tripguide.ru/