Буллинг. Слово, которое не слышал только ленивый. Проблема буллинга поднимается обычно после трагедий, которые зачастую можно было бы избежать, если знать, как их распознать и как действовать в критических ситуациях. Что такое буллинг, какой буллинг характерен для российских школ, как помочь тому, кого обижают – на эти и другие вопросы Большому Радио ответили специалисты Государственного областного бюджетного учреждения Мурманской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

Что такое буллинг?

Буллинг – это преднамеренное систематическое повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы.

Характерными признаками буллинга являются следующие:

  • Силы агрессора и преследуемого явно неравны. Жертва не имеет возможности себя защитить в силу физической слабости или других причин. Если силы сторон равнозначны, то следует говорить о конфликте, но не о травле.
  • Насилие над жертвой буллинга осуществляется на регулярной основе, постоянно. Разовое оскорбление считать травлей нельзя, это просто оскорбление. Буллер угнетает свою жертву ежедневно, либо всегда, когда есть такая возможность.
  • Применение насилия и травля вызывают у жертвы крайне негативную психологическую реакцию.

Виды буллинга?

В настоящее время используются различные классификации видов и типов буллинга в соответствии с характеристиками объекта насилия, социальной среды или сферы, в которой совершается буллинг, характером насильственных действий.

Различают физический, вербальный и социальный буллинг.

Физический буллинг предполагает, что жертва подвергается физическим нападениям со стороны обидчика.

Вербальная разновидность включает в себя унижения, насмешки, угрозы, клевету.

Социальная или косвенная агрессия – игнорирование, исключение из группы, воровство или порчу имущества жертвы.

Какой буллинг характерен для российских школ?

Характер буллинга часто зависит от пола детей. Девочки и мальчики оказываются жертвами буллинга примерно с равной частотой, при этом мальчики более подвержены физической агрессии, девочки — вербальной и социальной.

Около 6% школьников ответили, что подвергались двум-трем видам буллинга, и около 3% — четырем и более видам буллинга.

В настоящее время, в связи с глобальной компьютеризацией и развитием социальных сетей, отмечается увеличением случаев кибербуллинга, жертвой которого может стать любой человек.

Можно ли говорить, что по сравнению с прошлыми десятилетиями сейчас травля в школах усилилась? 

По данным ЮНЕСКО, распространенность буллинга в разных странах составляет от 8 до 68%. Распространенность буллинга в РФ растет. Согласно результатам исследования, проведенного В.А. Иванюшиной, Д.К. Ходоренко и Д.А. Александровым, 15,3% школьников 6–9‑х классов в течение учебного года становятся жертвами буллинга. В исследовании приняли участие 18 433 ученика из 201 школы.

А.А. Реан и М.А. Новикова анализировали результаты опроса на тему буллинга 890 старшеклассников (9‑й и 10‑й классы) из школ пяти федеральных округов РФ. По результатам данного исследования сталкивались с агрессией в свой адрес один-два раза в месяц 31,4–41,5% подростков, причем чаще всего это была вербальная агрессия. Оказывались в роли жертвы три и более раз за месяц 3,1–6,4% обучающихся.

То есть, если определять буллинг как акт агрессии, происходивший хотя бы один раз в месяц, жертвами оказываются от одной трети до половины школьников.

Школы очень сильно различаются по распространенности буллинга: от 0 до 40% учащихся, столкнувшихся в течение года с проявлениями буллинга, на школу, причем частота травли не связана со структурными характеристиками школы (тип школы, расположение в городе или в селе, размер, социально-экономический статус).

Как часто встречается буллинг в школах Заполярья?

На территории Мурманской области не проводились исследования о распространенности буллинга в образовательных организациях. Однако в рамках оказания консультативной и психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям специалисты ГОБУ МО ЦППМС-помощи выявляют случаи травли в различных муниципалитетах области.

Как вести себя тому, кто подвергается буллингу?

Следующие рекомендации даны на основе руководства для подростков про буллинг: «Как не стать жертвой и почему не стоит нападать на других», под редакцией академика РАО А.А. Реана.

1. Будьте спокойны! Сначала вы можете попробовать игнорировать хулигана. Это работает, когда хулиган все еще пытается понять, можно ли над вами издеваться. Это может не помочь, если агрессор уже начал вас травить или даже атакует физически.

2. Уходите! Если возможно, необходимо уйти от хулигана. Избегайте ситуаций и мест, где хулиган обычно нападает на вас или где нет людей. Держитесь рядом с другими людьми, особенно взрослыми и учителями. Если на пути в школу есть место, где над вами часто издеваются, подумайте о том, можете ли вы использовать другой маршрут по пути в школу и из школы.

3. Расскажите им, что вам не нравится! Скажите хулиганам ясно и спокойно, что вам не нравится то, что они делают, и что они должны остановиться, используя выражения, такие как «Стоп!», «Прекрати!» и «Это больно!»

4. Отвечайте с юмором и будьте умны! Если вместо ответных оскорблений человек шутит над ситуацией, это вызывает недоумение у хулиганов. Юмор — один из самых эффективных способов разоружить хулигана, но он также и самый сложный. Не каждая шутка вызовет у хулигана чувство растерянности, некоторые могут раздражить агрессора еще сильнее.

5. Расскажите кому-нибудь о буллинге! Люди, подвергшиеся издевательствам, нуждаются в помощи своих семей и школ. Никто не может справиться с издевательствами в одиночку. Найдите кого-то, кому вы доверяете, желательно взрослого. Разговор помогает лучше понять ситуацию и справиться со сложными чувствами. Важно, чтобы человек, с которым вы решили поговорить, слушал вас и уважал ваше мнение. Если кто-то скажет вам: «Это ваша вина!» или «То, что тебя не убивает, делает тебя сильнее!» — знайте, что они не правы! Иногда взрослые не знают о реальной природе буллинга и его последствиях. Поэтому хорошо также поговорить со школьным психологом или социальным педагогом — их обучили помогать детям, ставшим жертвами травли. Никто не сможет вам помочь, если вы не скажете кому-то, что над вами издевались — ваша семья и учителя не умеют читать мысли.

6. Надеяться, что издевательства как-то сами «уйдут» — плохой вариант. Ситуация почти наверняка ухудшится, если вы будете молчать, потому что хулиган поймет, что ему это сходит с рук.

7. В случае кибербуллинга сохраняйте сообщения от хулигана и переписки в интернете. Даже если вы хотите избавиться от вещей, которые причинили вам боль как можно скорее. Таким образом вы всегда сможете предоставить сохраненный материал в полицию, чтобы остановить хулигана. Кроме того, в случае, если хулиган попытается «отфотошопить» вашу переписку с целью оболгать вас, вы всегда сможете доказать свою невиновность.

8. Информируйте полицию! Возможно, вам придется сообщить в полицию в случае очень серьезного эпизода буллинга. Вы можете сделать это сами, позвонив в полицию по телефону 102, или вы можете попросить своих родителей или учителя сделать это за вас. Вы не должны стесняться из-за того, что вы позвонили в полицию — у вас есть право на то, что вы делаете!

Что делать родителю, ребенок которого подвергается буллингу? Следующие рекомендации даны на основе руководства для родителей про буллинг: «Что делать, если ваш ребенок вовлечен?», под редакцией академика РАО А.А. Реана.

1. Оказать психологическую и эмоциональную поддержку ребенку, дать понять ребенку, что вы на его стороне и приложите максимум усилий, чтобы урегулировать сложившуюся ситуацию с травлей.

Важно показать, что вы услышали ребенка. Что он больше не один на один со своей проблемой, что взрослый знает и обязательно поможет. Разумеется, может потребоваться быть более настойчивым и провести не одну беседу с ребенком, особенно если молодой человек находится в серьезной опасности.

2. Не поддаваться паническим и агрессивным настроениям, сохранять спокойствие. Первоочередная задача — успокоиться самому и успокоить ребенка, обеспечив ему ощущение защищенности и эмоционального комфорта. Ваша тревога только усугубит травму ребенка, а эмоции не позволят установить доверительный контакт для преодоления травли.

3. Внимательно выслушать ребенка. Разобраться в причине и последовательности событий, задавать вопросы и попытаться узнать его мнение по поводу причины сложившейся ситуации. Прислушиваясь к ребенку, мы сообщаем ему о нашем признании, теплоте и заботе о них, а это также жизненно важно для укрепления чувства собственного достоинства ребенка-жертвы и повышения его самооценки.

Ребенок должен попытаться самостоятельно проанализировать свои действия и понять, могли ли его поступки послужить причиной травли. Это поможет ему разобраться, может ли он самостоятельно повлиять на ситуацию в дальнейшем и что, возможно, необходимо подкорректировать в собственном поведении, чтобы в новом социуме ситуация с травлей не повторилась.

Ни в коем случае не критиковать и не обвинять ребенка в сложившейся ситуации. Важно донести до него мысль, что на месте «жертвы» может оказаться каждый.

4. Уверить ребенка в том, что проблема не у того, кто является жертвой, а у того, кто выступает агрессором. Шаблон, который является общим для всех моделей поведения агрессоров, заключается в том, что обидчик утверждается в своей самооценке «нездоровым» способом. Это является показателем неадекватного восприятия себя и окружающего мира. Иногда психологи называют это доминантным поведением, т.е. желанием получить власть над другими людьми.

5. Обучение навыкам преодоления трудностей. Понимая такую особенность буллинга, как дисбаланс власти, стоит объяснить ребенку, что агрессор тем сильнее, чем сильнее расстраивается или злится жертва. Буллинг — игра власти, в которой побеждает тот, кто не расстраивается и не злится. Наоборот, юмор, молчание или уверенный ответ, то есть неагрессивная защита себя, могут предотвратить дальнейшую атаку. Тогда агрессору перестанет нравиться игра и, не получив желаемого, он отступит. По сути, родитель здесь выступает в роли «тренера» для своего ребенка.

Что делать учителю, если он заметил, что в его классе есть агрессор/жертва?

Различные исследования показывают, что реакция учителя является одним из ключевых элементов для разворачивания или профилактики ситуации буллинга. Особенности и скорость распознавания буллинга и реакция на него учителей влияет на отношение учеников друг к другу и к ситуации буллинга.

  1. Поговорите с зачинщиками. Агрессоры уверены, что правы и их никто не видит. Поэтому даже не разговор в кабинете директора, а на начальных этапах обычный разговор даст понять — вы в луче прожектора и все ваши противоправные действия видны. Объясните детям, что их поведение недопустимо, может привести к суровым последствиям. Расскажите, что чувствует жертва.
  2. Проведите разъясняющий разговор в классе. Вы можете не называть имен, но и так все и все поймут.
  3. Не провоцируйте буллинг сами и не легализуйте его. Если учитель неоднократно высказывался осуждающе об одном и том же ученике, это даст детям повод думать, что это нормально. Исключите фразы типа «Из-за тебя, Семенов, мы не смогли снова пройти материал на уроке», «Опять, Иванов, ты не сделал домашнее задание. Ты подводишь весь класс», «Твои родители не занимаются тобой, я буду тебя воспитывать» и т.п.
  4. Проводите игры на сплочение в классе.
  5. Если это не единичный случай, то нужно подключать других специалистов — психологов, социальных педагогов и родителей. Тех, которые будут решать проблему практически в рамках своей компетентности. Возможно, это будут не только тренинги и консультации, но и беседы с родителями, выходы в семью.
  6. Смотрите фильмы с детьми, обсуждайте. Классическим примером выступает российский фильм «Чучело» 1983 года от режиссера Ролан Быков. В фильме дети отстаивают свое понятие справедливости. Страх быть изгоем движет теми, кто подкладывает дрова в огонь и сжигает чучело. Принадлежность к группе снимает ответственность за поступки. Жестоки и взрослые, никто не вмешался, а классная руководитель наказывает, отменив экскурсию.
  7. Самый лучший способ борьбы с буллингом — его профилактика. Включайте в классные часы информацию о конфликтах и способах их разрешения.

Какой должна быть профилактика буллинга?

Следующие рекомендации даны на основе руководства для школьной администрации, учителей и психологов: «Руководство по противодействию и профилактике буллинга», под редакцией академика РАО А.А. Реана.

1. Уделяйте внимание социальному климату школы. Для того чтобы избежать распространения школьной травли в образовательной организации, необходимо уделять внимание школьному климату и принятым в рамках школы нормам и ценностям, учитывать их «направленность» против травли. В школе должно стать «не круто» травить кого-либо и, наоборот, «круто» помогать тем, кого травят или обижают, или тем, кто в этом просто нуждается.

2. Проводите оценку распространенности травли. Взрослые часто не очень точно оценивают, какая именно травля и насколько сильно распространена в школе. Поэтому учеников необходимо спрашивать о том, что происходит в их школьной жизни. Актуальная оценка распространенности буллинга именно в вашей школе мотивирует учителей, родителей, учеников на то, чтобы предпринимать какие-то действия. Важно понимать, где именно на территории школы происходит большая часть инцидентов, в какие моменты дня, среди учеников какого возраста и т.д. Все это позволяет выработать общий план действий. Повторные оценки позволят понять, эффективны ли принятые меры.

3. Сформируйте группу активистов по координации мероприятий по противодействию травле. Действия по профилактике школьной травли станут наиболее эффективными в случае, если будут координироваться группой активистов, куда войдут представители всех категорий участников образовательного процесса школы. Например, в такую группу могут войти: представитель администрации, по одному учителю из каждого звена (начальная, средняя и старшая школа), педагог-психолог и/или социальный педагог, школьный медицинский работник, хотя бы по одному представителю из параллели от учеников старшей школы и родителей.

4. Введите систему отслеживания инцидентов травли в школе. Для того чтобы противодействие травле в школе было эффективным, надо не только оценивать ее распространенность, но и документировать отдельные эпизоды. Как именно будет устроена система отслеживания, зависит от школы. Есть школы, в которых, если об инциденте буллинга становится известно, одно письменное уведомление отправляется классному руководителю, второе — уходит в офис директора, а третье — отправляется родителям.

5. Обучайте весь персонал школы методам и приемам профилактики травли. Весь персонал школы должен пройти обучение поведению по предотвращению и вмешательству в ситуации травли. Обучение должно включать изучение признаков для распознавания ситуаций травли, причин появления буллинга и оценки его последствий. Обучение должно быть направлено на формирование навыков вмешательства в ситуации, когда травля осуществляется непосредственно, а также на то, как вести просветительскую работу по предотвращению.

6. Установите и поддерживайте школьные правила, направленные на профилактику травли. Важным моментом является, чтобы все без исключения учащиеся школы понимали, что школа ожидает от них необходимости быть добропорядочными гражданами, а не пассивными наблюдателями, и в случае, если они знают о ситуации травли, вмешиваться в нее и помогать тем, кто в этом нуждается. Разработка простых и понятных правил в отношении поведения в ситуации буллинга поможет учащимся и школьному персоналу занимать единую позицию в отношении проявлений травли, продуктивно взаимодействовать. Школьные правила и возможные последствия их нарушения должны быть опубликованы, донесены и обсуждены со всеми без исключения учащимися и родителями.

7. Организуйте «дежурство» учителей в местах, где происходили эпизоды травли или их возникновение вероятно. Эпизоды травли часто происходят в таких местах, в которых взрослые обычно не присутствуют или ведут себя наименее бдительно. Если у вас появляется информация относительно того, в каких местах происходят эпизоды травли, ищите способы обеспечить там присутствие взрослых.

8. Вмешивайтесь незамедлительно и последовательно в ситуации травли. Весь персонал школы, а в идеале также родители и учащиеся должны быть готовы вмешаться в ситуацию травли, если она разворачивается на их глазах. Ответственный сотрудник должен проводить последующие встречи по итогам каждого эпизода. Встречи с агрессором и жертвой должны проводиться отдельно. Школа должна информировать и подключать родителей к работе с каждым эпизодом.

9. Уделяйте время профилактике травли, по возможности, еженедельно. Очень важно обсуждать с учениками ситуации из социальной жизни, которые с ними происходят. Необходимо, по возможности, 20-30 минут раз в несколько недель (например, на классном часу или когда происходят замены уроков) проговаривать с детьми вопросы, связанные с профилактикой травли и заниматься просветительской работой. Антибуллинговые плакаты и сообщения должны быть представлены в школе наравне с другой информацией, которая обычно доносится до учащихся.

10. Одной из наиболее важных стратегических задач профилактической работы является задача «перевода» свидетелей в категории «защитников» или хотя бы «возможных защитников». В идеальном варианте все школьное сообщество должно быть готово встать в позицию защитников, в случае, если ситуация травли происходит на их глазах, а также быть готовым незамедлительно сообщить о ситуациях травли, в случае, если об этом стало известно.

Фото: Екатерина Громова