22 апреля мурманчане и гости города могли посетить одно из градообразующих предприятий столицы Заполярья —  АО «Электротранспорт». В этом году предприятию исполняется 61 год, за это время было перевезено порядка 3 млрд 393 млн пассажиров!

Посетители познакомились с историей предприятия и организацией его работы, посмотрели на выставку новой техники — автобусов, троллейбусов и спецтехники (а именно тягача, вышки и крана), могли сами посидеть за рулем любой из представленных машин, а также насладиться выступлением приглашенных артистов и принять участие в лотерее. И даже капризная северная природа не помешала празднику!

«Наше предприятие на сегодняшний день - одно из градообразующих — начинает экскурсию Ирина Леонидовна, инженер технического отдела. — У нас работает порядка 1,5 тысячи человек, есть троллейбусное депо, автобусное депо, также есть службы: движения; энергохозяйства; сбора выручки; аварийно-техническая; электроники, навигации и связи. Эта служба очень интересна молодым людям. Ни для кого не секрет, что в современных машинах очень много «мозгов», то есть различной электроники. Для этой работы нужно высшее образование, и это единственная служба, в которой работают специалисты с седьмого разряда, поэтому зарплаты тут хорошие».

Сначала посетителям показывают рекреационные помещения — физкультурно-оздоровительный комплекс, где можно не только подкачаться, но и поиграть в настольный теннис, бильярд и шахматы. Тут же расположен зимний сад, который радует сочным зеленым цветом и зимой, и летом. В небольшом бассейне плавают маленькие рыбки. Кроме того, в свободное от работы время любой работник предприятия может посетить сауну с небольшим бассейном, который находится тут же. 

После рекреационной зоны, через стоянку троллейбусов, которой, кажется, нет ни конца, ни края, следуем во временное бомбоубежище. 

«Наше бомбоубежище не рассчитано на какой-то ядерный удар, но тут недалеко находится хладокомбинат и, в случае какой-либо техногенной катастрофы, дежурная смена сможет укрыться в этом углубленном складе», — напутствует наш экскурсовод перед тем, как по крутой лестнице мы спустимся в бомбоубежище, рассчитанное на 100 человек. Закрывается оно внушительной дверью, так что никаких сомнений в том, где ты находишься, нет.

«Здесь можно пережить бомбардировку и химическую атаку, так как есть закрытая система вентиляции. — подхватывает рассказ Дмитрий Анатольевич, ведущий специалист по охране труда. — Но это убежище не для постоянного нахождения, а только на 1, 2, 4 часа, но не больше. Есть запасы воды, медикаментов, противогазы, как видите можно сесть или лечь на специальных скамьях, есть два туалета - мужской и женский, а также два выхода».

После направляемся в святая святых — депо. Начинаем с участка, где троллейбусы стоят на текущем и капремонте. Сюда они попадают, когда проедут 65 — 90 тысяч километров.

«Раньше это называлось троллейбусно-ремонтные мастерские. Сейчас эта структура входит в состав троллейбусного депо. Все обслуживание, все ремонты, которые проходят на территории нашего предприятия направлены на обеспечение безопасной работы и безопасной перевозки пассажиров», — подчеркивает Ирина Леонидовна.

Проходим сквозь различные цеха: агрегатный, пневматики-гидравлики, токарный, электроцех, шиномонтажный.

«Сейчас мы получаем большое количество новых машин. Идет глобальное обновление автопарка. В этом году мы ожидаем поступление 30 единиц. Поэтому самому старому троллейбусу сейчас — лет 16-17. Но он в прекрасном состоянии, его жалко списывать. Мы его обновим и снова выпустим на линию».

На следующем участке проходят техническое обслуживание второго объема. Сюда попадают троллейбусы после 10 — 11,5 тысячи километров, то есть раз в полтора месяца. 

«Сюда троллейбусы заходят по графику, который составляется заранее. На этом участке троллейбус находится восемь часов. Все, что положено — снимается, отправляется в цеха для осмотра и дефектоскопии. Если за восемь часов не успевают отремонтировать машину, например, выявлен какой-либо серьезный дефект, то она отправляется на канаву заявочного ремонта».

Последний участок предназначен для ежедневного обслуживания и обслуживания первого объема.

«Ежедневное обслуживание абсолютно все троллейбусы проходят каждую ночь. Каждый встает в канаву после завершения работы на линии, чтобы проверить тормозные системы, рулевое управление, головки токоприемника, а также колеса. И каждую неделю, раз в неделю, от одного до двух часов каждый троллейбус находится на техническом обслуживании первого объема», — объясняет инженер технического отдела.

Если на улице 0 градусов и выше — все троллейбусы проходят через моющую установку перед выходом на линию. За безопасностью и комфортом пассажиров здесь следят скрупулезно. 

После депо направляемся в административное здание. На первом этаже — обязательный пункт посещения для всех водителей и кондукторов — медкабинет.

«Каждый водитель — автобусов, троллейбусов, спецтехники, а также кондуктора, проходят утром и вечером, а иногда и в обеденный перерыв — медосмотр. Если медик заподозрил что-то неладное — работник будет отстранен от работы», — объясняет экскурсовод.

Заключительный аккорд экскурсии — галерея, где представлены картины, подаренные предприятию от коллег из других регионов. На них изображенные мурманские троллейбусы. Тут же находится конференц-зал и уголок гордости с кубками и памятными фотографиями.

«Здесь, рядом с конференц-залом так называемый «красный уголок». На витринах вы можете видеть кубки и награды, которые зарабатывают наши работники на различных соревнованиях — футбол, настольный теннис, бильярд и многое другое», — обращает наше внимание на внушительных размеров витрину Ирина Леонидовна. 

Через депо возвращаемся на площадь — здесь уже во всю идет лотерея. Счастливые номера написаны на бейджиках посетителей, а в качестве подарков различный мерч от АО «Электротранспорт». 

Дети носятся от автобуса, к троллейбусу, от троллейбуса к спецтехнике и так по кругу — чтобы посидеть за рулем и посигналить на всю площадь. Каждому, кто садится за руль, объясняют принцип работы и показывают, какая кнопка за что отвечает. Кстати, вы знали, что в троллейбусах две кнопки для гудка? Справа и слева от руля. Это нужно, чтобы в критической ситуации водителю было удобно подавать сигнал, вне зависимости от того левша он или правша. Ведь главное правило предприятия — безопасность пассажиров.

Фото: Большое Радио