Сколько жизней можно спасти за 12 часов? Журналисты Большого Радио в преддверии Дня работников скорой помощи посетили Мурманскую областную станцию скорой медицинской помощи и познакомились с настоящими героями нашего времени, Людьми с большой буквы, которые всегда приходят на помощь.

Стоить отметить, что в столице Заполярья несколько подстанций скорой помощи. Мы посетили подстанцию №1, и пообщались не только с одной из бригад скорой медицинской помощи, но и заглянули в оперативный отдел – сюда, поступают звонки северян с экстренных телефонов 03 и 103.

На наши вопросы ответил Василий Андреевич Шмаков, старший врач оперативного отдела.


Получая вызов, у вас есть чек-лист вопросов, которые вы задаете звонящему. Есть ли какие-то рекомендации как вести себя, совершая звонок скорой?

Когда человек звонит по телефону, ему нужно четко отвечать на конкретные заданные вопросы. То есть – открыты ли глаза, следит ли человек, находясь в горизонтальном или вынужденном положении, за происходящими событиями, есть ли одышка, чем она сопровождается: хрипами, кашлем.

Иногда звонящий на четко поставленный вопрос начинает расширенно, в нескольких предложениях, описывать что видит, что слышит, что мироощущает. Но надо постараться максимально точно и четко отвечать на поставленные вопросы, без каких-либо дополнений.

Если поступивший звонок оборвался – вы сами перезваниваете, или отдаете номер в правоохранительные службы, чтобы они проверили (например, при наличии очевидно угрожающих жизни звуках)?

Все зависит еще от типа вызова, например, вызов поступил от 112, это было первичное обращение. После этого, в большинстве случаев, диспетчер скорой помощи перезванивает по этому вызову, уточняет обстоятельства, если в это время произошел обрыв, соединяют с оператором 112, уточняя почему произошел обрыв, плюс есть запись телефонного разговора.

Если это первичное обращение в диспетчерскую СМП и слышно, что есть какая-то очевидно конфликтная ситуация, связанная с угрозой для жизни кого-то из вызывающих, безусловно прикладываются определенные усилия для того, чтобы дозвониться до этого вызывающего. Если человек не отвечает, тогда мы звоним сотрудникам полиции, интересуемся были ли к ним обращения с данного телефона, по данному случаю.

Когда принят вызов, вы сообщаете примерное время ожидания скорой – от чего оно зависит? Есть ли категории приоритета и, если да, какие они?

Безусловно есть категории приоритета. Есть перевозка экстренная, которая выполняется в скором, экстренном порядке, и перевозка плановая, которая производится в неотложном режиме. Это не живая очередь, все зависит от потенциальной угрозы жизни человека.

Если человек вызывает скорую незнакомцу, которому стало плохо на улице – нужно ли ему оставаться до прибытия скорой? Что делать если не знаешь точного адреса – хватит ли устного описания – названия улицы и какого-либо ориентира.
Устного ориентира, как правило, не хватает. Часто на местности приходится делать круги. Бывает так, что пациент ушел, или находится в складках местности, где его визуально просто не видно, поэтому человек, который вызвал скорую, желательно, чтобы он остался до приезда СМП. Махание рук издали намного легче увидеть, чем человека, лежащего на земле, даже если он лежит на открытом пространстве.

Ориентиры лучше выбирать понятные и известные. Здесь, чем больше деталей, тем лучше.

Если оперативный отдел – мозг подстанции, то бригады – это его руки, которые спешат на помощь. Хочется отметить, что все работники, которых мы встретили – открытые люди с широкими улыбками и отличным чувством юмора. Что, в принципе, логично. С такой тяжелой работой, только юмор помогает видеть хорошее, светлое и доброе.

Каково это? Быть врачом скорой нам ответил Фролов Вадим Александрович, врач скорой помощи.

Какими качествами должен обладать врач скорой помощи?

Решительность. Главное не бояться, и постоянно самосовершенствоваться.

Сколько примерно вызовов за день в среднем вы получаете?

На разных бригадах разное количество вызовов. В период эпидемии, пандемии, вирусных заболеваний, ковида – вызовов было очень много, у профильных бригад тоже по-разному, в зависимости от сложности вызовов, есть фельдшерские, врачебные, реанимационные, психиатрические, педиатрические бригады. У каждой бригады разная нагрузка и, соответственно, если мы можем выезжать на реанимационной бригаде и 2, и 5 раз в день, то фельдшерская врачебная бригада может за сутки делать и 20, и 25 вызовов. Были рекорды, точное число сейчас не скажу, но больше 30 вызывов за сутки делали.

Какие действия должен выполнить человек, который вызвал скорую по отношению к пострадавшему? Понимаю, что ситуации могут быть разные, но наверняка есть общие рекомендации?

В первую очередь, оценить обстановку, оценить опасности, которые угрожают самому вызывающему, человеку, который обнаружил пациента, вызвать скорую и обезопасить себя и пациента.

Главный принцип – не навреди. Если не знаешь, что делать – лучше не делать ничего, но с другой стороны часто, когда приезжаем на вызова, когда не делают ничего – бездействие является фатальным, когда люди не делают даже того, что они видят в банальных фильмах – закрытый массаж сердца, искусственное дыхание. Но ни в коем случае не засовывайте ветки, ложки в рот пациентам, у которых вы видите судороги. И вообще не трогайте язык.

С 2019 года автопарк машин скорой помощи пополнился 147 единицами новой техники. Нравятся ли вам новые машины – насколько они удобны в эксплуатации?

Да, нравятся. Это комфортные полнопроходимые автомобили скорой помощи.

Что входит в стандартную комплектацию скорой? Насколько серьёзные случаи можно спасти, пока едешь до больницы?

Система скорой помощи в нашей стране развивалась еще в советские времена и настроена на то, чтобы на догоспитальном этапе оказать максимально возможную помощь. В оснащение скорой помощи входят стандартные укладки для оказания базовой медпомощи плюс для расширенной реанимации, родовые наборы, кислородные баллоны, аппарат ИВЛ, дефибриллятор, наборы для интубации…всего не перечислить. Машина – это как медицинский вертолет, только на колесах.

Были ли смешные случаи на скорой?

Да постоянно, так сходу и не вспомнить. Вызывали как-то бригаду, говорят пациент не дышит, бригада несется с мигалками, все реанимационное оборудование наготове, поднимаются на адрес, а им дают в руки хорька, который умер и заставляют реанимировать – «вы же реанимация».

Елена Владимировна Разина, заместитель главного врача по организационно-методической работе, поделилась не только смешными случаями, которые, по сути, происходят в основном из-за неосведомленности людей, но и лайфхаком по вызову скорой:

При вызове СМП нужно спокойно, четко отвечать на задаваемые вопросы. Чем четче вы ответите, тем быстрее будет определен повод к вызову и направлена профильная бригада.

Все, кто работает в оперативном отделе – это фельдшеры, которые много лет сами проработали на скорой, они знают всю специфику, и с первых секунд буквально могут понять, что за вызов – инфаркт или остеохондроз.

Если человек четко отвечает, то сразу принимается решение. Одно дело «мне просто плохо», а другое дело – четко мне плохо, потому что.

Нужно четко называть адрес, контактный номер телефона, обеспечить доступ бригады на место вызова – если у вас нет домофона, например, открыть дверь, подпереть чем-то, оставить записку, что ждете врача, или сообщить соседям, чтобы они в случае чего смогли обеспечить доступ бригады в подъезд.

Если вы вызываете скорую себе, и вы один в квартире – отоприте в дверь, чтобы в случае, если вы потеряете сознание, бригада смогла к вам попасть. Это мелочи, но это действительно важно.

Напоследок, уточняем возникшие в ходе экскурсии вопросы у Черкасовой Натальи Юрьевны, заместителя главного врача по медицинской части станции скорой медицинской помощи, и.о. главного врача станции.

В чем разница между скорой и неотложной медицинской помощью?

Скорая медицинская помощь оказывает медпомощь в экстренных ситуациях, связанных с угрозой для жизни. Под экстренной формой подразумеваются падения с высоты, суициды, ДТП, когда человек задыхается, не дышит, умирает.

Неотложная медицинская помощь приезжает на те вызовы, где нет угрозы жизни человека, например, при обострении хронических заболеваний.

В оперативном отделе, в котором принимаются звонки, работают сотрудники с медицинским образованием, которые много времени проработали в выездных бригадах, они опрашивают тех, кто звонит, согласно определенному алгоритму, чтобы определить приоритет вызова и ту бригаду, которая поедет. В первую очередь обслуживаются экстренные вызовы, а затем неотложные.

Помимо линейных бригад существуют специализированные выездные бригады скорой медицинской помощи. Как формируются данные бригады и как с ними обстоят дела в Мурманске?

В настоящее время на станции работают не только общепрофильные бригады скорой медицинской помощи (СМП), которые представлены двумя видами – это общепрофильная фельдшерская бригада СМП и общепрофильная врачебная бригада СМП, но и специализированные бригады: психиатрическая, две педиатрических, экстренная консультативная кардиологическая и анестезиолого-реанимационная.

Специализированные бригады формируются с учетом профильности вызовов данной компетенции и из расчета, приблизительно, одна бригада на 100 тысяч человек населения.

Скорая приехала, а пациенту стало легче, жалоб нет. Это будет считаться ложным вызовом?

Такого понятия как ложный вызов в настоящий момент в юридической базе не существует. В любом случае, если по прошествии времени, по прибытии бригады, пациенту стало лучше, его все равно осмотрят, опросят, проведут необходимый минимум диагностических мероприятий и дадут рекомендации.

У человека нет документов/полиса/гражданства/места жительства. Будет ли ему при необходимости оказана медицинская помощь?

На всей территории Российской Федерации скорая медицинская помощь оказывается совершенно бесплатно и без требований к обязательному наличию медицинского полиса.

Да, естественно, бригада, как и другие медицинские учреждения, работает в рамках обязательного медицинского страхования, и по приезду на вызов, если есть такая возможность, бригада попросит гражданина предъявить документы, которые необходимы для идентификации в системе обязательного медицинского страхования.

Но отсутствие этих документов, или наличие другого гражданства, ни в коем образе не препятствует оказанию скорой медицинской помощи. Помощь будет оказана в том же объеме, как и при наличии медицинского полиса.

В каких случаях скорая должна сообщить в полицию о человеке, которому помогла?

Бригада скорой помощи не рассказывает о своих пациентах, так как это является врачебной тайной. Сведения предоставляются только в рамках законодательства РФ при оформлении официального запроса.

 

Фото: Екатерина Громова