26 июля в России отмечается День парашютиста. Парашютный спорт – занятие, которое под силу не каждому. Но, как говорится, если понравилось в первый раз – это останется с тобой навсегда. Небо манит.

Большое Радио взяло интервью у Семена Чистякова, инструктора по парашютным прыжкам, любителя парапланериста.

Как в вашей жизни появился парашютный спорт?

Меня позвал мой хороший товарищ и предложил – «Давай попробуем?». Он предложил, отказываться было уже поздно. Так и прыгнул. Это было два года назад.

За два года можно стать тренером?

Да. Можно даже за год.

Как проходила подготовка к первому прыжку?

Все очень просто. Приезжаем на аэродром, проходим медкомиссию, дальше инструктаж и все. Процесс перед прыжком занимает 3 - 4 часа. 4 часа – и ты парашютист.

Как прошел ваш первый прыжок?

Два дня я не ел, не спал, было страшно. Два дня я готовился, но потом, после того, как прошел инструктаж…все как-то проще прошло, чем ожидалось. Было ощущение, что надо сделать, не отказаться, просто сделать. И все. Прыгнул.

Сколько прыжков в вашей копилке на сегодняшний день?

У меня свыше 450 прыгов за два года. Плюс порядка 30 – показательные, они не учитываются при получении разряда.

В каких городах (кроме Мурманска) вы прыгали?

С Мурманском вообще у нас проблемы сейчас…в основном прыгаю в Волосово и Коломне. Это московские аэроклубы. Там, конечно, несмотря на то, что у меня уже есть сертификат, мне также приходится проходить инструктажи. В Мурманске с этим намного проще.

Допустим, я хочу прыгнуть с парашютом – куда мне идти?

В Мурманске у нас, к сожалению, не прыгнуть. Самое ближайшее от Мурманска – это Петрозаводск. Там есть хороший аэродром. Там можно даже не подготовленному человеку приехать и прыгнуть.

Многие занимаются этим видом спорта из-за погони за адреналином, а какова ваша мотивация?

На самом деле за адреналином там не гоняются. Для меня – это просто выполнение задачи. Например, у нас будут соревнования, будем выполнять различные фигуры в воздухе. Поэтому для меня – это спортивный интерес. Никакого адреналина там нет.

Есть ли у парашютистов суеверия? И прислушиваетесь ли вы к своей интуиции перед прыжком? Наверняка у вас хоть раз да возникало ощущение, что в данный момент прыгать не стоит.

Говорят, не «последний», а «крайний» прыжок…ну а вообще я не сталкивался с каким-то массовыми суевериями. Это все ерунда.

Сталкивались ли вы с критическими ситуациями во время прыжка?

Да, были у меня две такие ситуации, только правильно их называть «внештатными». Они бывают. Конечно, от этого никуда не деться. Ведь любой вид спорта – опасен. Хотя считается, что парашютный спорт самый безопасный.

Один раз у меня перекрутились стропы – я просто прямо в полете их распутал и все. А во второй раз меня ветром сдуло в лес, пришлось приземлятся в деревья – пара ссадин и все. Ничего страшного в этом нет.

На ваш взгляд, можно ли назвать прыжок с парашютом русской рулеткой?

Нет, это точно не рулетка. Ведь когда мы знаем свои действия, тогда мы чётко их исполняем. Это, как и в любом другом виде спорта. Допустим, горные лыжи – это тоже страшно и опасно. Но русской рулеткой назвать парашютный спорт нельзя. Потому что, если мы берем парашют, не важно, крыло или круглый купол – у нас всегда четыре степени защиты. Первое – наши мозги, потому что человек всегда хочет выжить. Второе – страхующий прибор, если парашютист не раскроет парашют, он раскроется сам. Третье – запасной парашют, если первый не раскрылся, и четвертое – страхующий прибор запасного парашюта.

Насколько дорогое удовольствие парашютный спорт?

Самостоятельный прыжок стоит от четырех тысяч. Тандем – когда прыгают с тандем-мастером – от двенадцати. Если кто-то хочет еще и съемку на память, то примерно 15 тысяч. Самый дешевый прыжок – это самостоятельный, конечно.

Вы упомянули о самостоятельных прыжках, я точно знаю, что, во многих странах, например, в Америке, нельзя совершить первый прыжок самостоятельно, необходимо это сделать с инструктором. И только «напрыгав», определенное количество, можно прыгнуть уже самостоятельно. Я сама свой первый прыжок совершала самостоятельно, поэтому правильно понимаю, что в России такого стандарта нет?

Да, в России нет такого стандарта. Самостоятельно у нас обычно прыгают на парашютах типа «Юниор». Или парашют Д-6 серии 4. Прыгая с «Юниором», например, новичку ничего не нужно делать, его буквально «прицепляют» к самолету, и специальный трос вытягивает парашют при прыжке.

Что входит в инструктаж?

Изучаем наш аппарат – что включено в парашют. Затем идет тренировка – надо повисеть в подвесной системе, почувствовать, что это такое. Также прыгаем с платформ 1,5 метра. Учимся отделяться от самолета. С круглым также учимся как правильно держать ноги при приземлении. С круглым вообще все проще.

Намного сложнее с крылом. Во-первых, до крыла я шел долго. Для этого я проходил курс АФФ. В принципе, любой человек, у которого есть 7 дней, может пройти эти курсы. После обучения у вас будет международный сертификат.

 

Фото: Семен Чистяков