Майвенн – режиссеру, исполнившей главную роль, удалось превратить жизнь Жанны Бекю в сказочно красивое путешествие из борделя в спальню короля. А если учесть, что короля играл Джонни Депп, впервые появившийся на экране после скандального развода с женой, стоит ли удивляться, что в минувшие выходные, фильм возглавил российский прокат? 

Фильм снят на 35-мм пленку в невероятных интерьерах и парках Версаля. Каждый план в этой фантастически красивой картине хочется рассматривать, как отдельное произведение искусства. Костюмы, даже второстепенных персонажей, убранство комнат, даже если речь идет не о дворце, само построение кадра и размещение в нем героев – всё это выстроено с большим вкусом и прицельной точностью. 

В результате, зритель словно оказывается в картинной галерее посвященной главной музе – Жанне Дюбарри. Вот только самой Жанны, той самой, что провела с Людовиком XV почти шесть его последний лет, в этом фильме мы не увидели. Майвенн настолько увлекалась отмыванием и приукрашиванием последней фаворитки короля, что превратила ее в гипсовую статую.

Мы не увидели хищную куртизанку, через многочисленные связи проложившую себе дорогу в постель короля, как не увидели расчетливую фаворитку, которой удалось «снести» всемогущего министра Шуазеля, и не стали свидетелями последнего аккорда ее жизни – казни на гильотине, когда она просила знаменитого Сансона, с которым по легенде, в молодости у нее была связь: «Ещё минуточку, господин палач».  

Нам показали девушку, которая отказывается позировать голой, но уходит работать в бордель, проститутку, которая всё своё свободное время проводит с книгой и воспитывает, как родного чужого сына, фаворитку, которая вопреки общественному мнению делает подаренного, как игрушку, негритенка – пажом. Постоянно нарушает этикет двора, но делает это так мило и обаятельно, что зритель готов простить ей и Майвенн – всё. 

Симпатия Майвенн к своему персонажу сквозит в каждом кадре, не зря режиссер говорила о том, что ей давно хотелось снять этот фильм. А что же Депп? Людовик XV в его исполнении пожилой, усталый и разочарованный человек, влюбившийся в непосредственность и жизнерадостность куртизанки, как усталый путник в пустыне влюбляется в мираж. 

Словом, не нужно искать в «Жанне Дюбарри» Жанну Дюбарри – это не биографический фильм, это драма о последних годах жизни и последней любви короля, правившего слишком долго и не слишком вдумчиво и женщины, поднявшейся со дна общества до самого верха. 

Надо сказать, что мировые кинокритики вынесли «Жанне Дюбарри» едва ли не столь же строгий приговор, как судьи, реально существовавшей женщине в 1793 году:
Daily Telegraph, Робби Коллин – «Не трогает и не убеждает — всё это похоже на представление, разыгрываемое для ублажения придворных».

 CineVue, Джон Блисдейл – «Это всё равно, что получить красивую коробку изысканных шоколадных конфет, а внутри обнаружить пустые обертки».

The New Indian Express, Намрата Джоши – «Жанна Дюбарри» представляет собой посредственное, унылое до зевоты невыполненное обещание одного из крупнейших в мире кинопраздников».

Николас Барбер, BBC.com – «Джонни Депп подавлен до такой степени, что едва ли находится в сознании».

Несмотря на критику со стороны европейских экспертов, «Жанну Дюбарри» тепло приняли на Каннском кинофестивале, а что говорят о фильме мурманские зрители?

– Красивая, легкая сказка, завораживающая красотой декораций и костюмов. Такое прямо визуально очень красивое кино. Сначала кажется, что главная героиня слишком возрастная для этого фильма, но потом попадаешь под ее обаяние и не обращаешь внимания уже ни на что, – говорит зрительница Александра. 

– Я вот удивился, что в фильме про куртизанку нет ни одной обнаженной сцены. Вообще. Как будто посмотрел экранизацию женского романа 19 века. Когда знаете: «он склонился над ней, они слились в страстном поцелуе». И потом сразу: «Она проснулась в его объятиях рано утром…». Такой целомудренный монтаж. В фильме про одного из самых развратных королей Франции и его любовницу, – смеется мурманчанин Игорь. 

– Очень европейское кино, в духе современного феминизма: моё тело - моё дело. Раздеваться перед тем, перед кем захочу, но позволить мужчине зарабатывать на тебе деньги. Поцеловать руку раба, признавая темнокожего мальчика, равным себе, прямо по учению Black Lives Matter. Так и сквозят в этом фильме современные реалии. Конечно, понятно, что реальная Дюбарри вряд ли была такой милой и доброй. В конце концов, мы читали про неё и у того же Дюма, да и история – доступная всем. Но всё равно, очень красивое кино, – считает Екатерина. 

Какая разная Дюбарри у Копполы и у Майвенн. И как понять, какая ближе к оригиналу? Современная сказка про Золушку, снятая в Версале. А то, что в этом варианте Золушка немножко проститутка, да и принцессой так и не стала – так это про наше время. Очень грустный фильм, это не историческая драма, это костюмированное, но очень современное кино, – считает Евгения. 

 

Фото: принтскрины трейлера фильма «Жанна Дюбарри» с сайта Кинопоиск