Треск костра, запах дыма, бескрайнее ночное небо над головой, тихий перебор гитарных струн… такое представление было у меня о походах. В основном, благодаря отцу, который излазил наверно весь Кольский полуостров.

Я же, пусть и всегда хотела, но никогда не ставила четкой цели - пойти в поход. Поэтому когда мне предложили сходить к Сейдозеру, подготовки и, что греха таить, снаряжения у меня было ноль.

Как человек, выросший в ЗАТО, главным летним нашим развлечением было лазить по сопкам, поэтому я решила, что 12 километров я смогу пройти и в обычных кроссовках. Тем более, мои спутники уверяли, что трек легкий. И он действительно легкий, если ты идешь в качественной обуви и с людьми, которые знают дорогу. У меня не было ни того, ни другого, поэтому вначале я, мягко говоря, «прикурила».

Пусть ни у кого из нас не было опыта, ребята ответственно подошли к подготовке, у нас был какой-то крутой GPS-навигатор. Хотя по дороге к Сейдозеру мы, почему-то, не пользовались им постоянно, а лишь сверяли путь. Как итог — большую часть пути уже в долине мы прошли по каменистому дну высохшей реки. Мои стопы до сих пор болью отзываются на слово камни. Но я немного перескочила.

Мы отправились в путь из Ревды, и пройдя ГОК, пустынный и песочный, вызвавший у меня ассоциации с «Дюной» Фрэнка Герберта, вышли на начало трека. Долина была узкой и зеленой, с небольшим ручейком, через который был перекинут небольшой мостик. Воодушевленные, мы гнали вперед, хотя и поехали после работы в пятницу, но благодаря полярному дню могли двигаться как днем. Когда мы проходили это место, в моей голове играла заглавная тема из «Хоббита», когда Бильбо Беггинс отправился в путь навстречу неизведанным приключениям. Чувствовала я себя также, а учитывая, что хоббиты ходят босые, а я была в легких кроссовочках — сходство было стопроцентное.

Самый сложный участок всего трека на мой взгляд, это склон сопки, к которому вас приводит эта небольшая долина. Проблема в том, что когда идешь снизу вверх впервые, идешь куда глаза глядят. А глядят они в основном на камни. И чем круче склон, тем мельче камни. Так начался мой «экзамен на горную козу». Поднимаясь наверх, я уже проклинала всех, потому что понимала, что обратно мне не спуститься. Часов в пол-одиннадцатого вечера, закатное солнце выглянуло из-за туч, окрасив все камни в красный цвет. «Один неверный шаг и я добавлю сюда еще пару оттенков красного», — невесело подумалось мне. Подъем казался бесконечным, а когда мы наконец достигли кусочка земли, а не камней, все плохие мысли будто сдуло ветром — настолько красивый вид предстал перед глазами. Честно, говоря, хотелось разбить палатку прямо там, чтобы любоваться окрашенной багрянцем долиной сверху.

Но впереди было еще километров 10 пути, так что пришлось с грустью в сердце оставить это живописное место.

Верхушка сопки была будто сеткой пересечена линиями камней. Сложилось такое чувство, что кто-то пытался взорвать сопку, а по каменным линиям раньше залегали снаряды. Правда это или нет, мы вряд ли когда-то узнаем, но, лично у меня, нет сомнений, что к этой «каменной сетке» приложил руку человек.

Перейдя перевал Эльморайок нам открылся вид на долину одноименной реки. В нее также впадают Чинглусуай и Тулбнюнуай, которые с высоты абсолютно не видны.

Спускаясь, будьте предельно осторожны, будет хорошо, если у вас есть трекинговые палки, с ними можно обеспечить себе дополнительную опору.

Внизу, в долине реки, начинается государственный природный заказник регионального значения «Сейдъявврь». Прямо на его знаке перманентным маркером оставлено послание от недовольного туриста. Отчасти, я соглашусь, с нотой протеста, но не в плане информирования до, а именно поддержки на месте. Дело в том, что у этого знака начинается официальный трек, который, для удобства, тут и там помечен синими ленточками. Проблема в том, что периодически эти ленты пропадают. Собственно, так мы и сбились с пути, начав покорять каменистое русло реки.

После очередного пересечения высохшего русла, мы наткнулись на синюю ленту заказника и больше не теряли их из виду. Остаток пути до озера прошел спокойно, хотя была глубокая ночь, и энергия от энтузиазма чуть поиссякла. Километре на 9-м фантазия начала играть с воображением: на одной поляне камни мне показались похожими на троллей из «Холодного сердца», потом коряга напомнила Лешего… я не питаю суеверий, и не особо верю, что на Сейдозере тебе откроется сущность бытия, как в том меме: «Мне этот мир абсолютно понятен, и я здесь ищу только одного — покоя, умиротворения и вот этой гармонии, от слияния с бесконечно вечным». Просто было забавно, как играет воображение.

К озеру мы вышли уже в районе 4 утра. Искать супер шикарное место сил уже не было, но мы немного прошлись по берегу и нашли достаточно уединенный пляж, где разбили палатку и переночевали. С пляжа было видно Куйву, который будто охранял наш сон. Хотя, по легенде великан был уничтожен богами за то, что грабил и убивал саамов, нам хотелось верить, что теперь он добрый малый, который бережет хороших людей.

Сразу скажу, на утро оказалось, что чуть выше была прекрасная поляна, на которой явно останавливались до нас — об этом свидетельствовало кострище и оставленный пакет с мусором. «Руссо туристо, облико морале» или все-таки нет? Видимо нет, потому возвращаясь назад уже по официальному треку, мы часто встречали привалы…тут и там валялся мусор. Мы, по возможности, забирали его с собой, но все унести нам было не под силу.

На обратном пути мы сначала заплутали и уперлись в болото. Из-за чего пришлось делать крюк и возвращаться также как мы пришли практически до нашего лагеря. Но зато потом, уже не выключая навигатор, мы поняли, что дорога на самом деле намного легче и необязательно ломать ноги о камни реки — тропинка в долине проходила чуть выше и была прекрасной.

Наверх мы забирались тоже без проблем, и я уже предвкушала, как буду растекаться по камням на пути вниз, лишь бы не оступиться и не упасть. Но не так страшен черт, как его малюют! Спускаясь, я забирала вправо, там было меньше камней, а особые умники, вообще отдельный участок могли спуститься на пенке, как на ледянке — там до сих пор лежал снег.

Только пару раз мне пришлось, держась за все, что только можно, и за воздух в том числе, спускаться с каменных выступов. И вот, пару мини-инфарктов и мы были у подножия склона. Там есть обустроенный родник, где можно немного прийти в себя, а после закончить свой поход насвистывая тему из «Властелина колец», вновь наслаждаясь зеленой долиной.