Какой музыкальный инструмент можно по праву считать королем в мире музыки?

Руководитель мурманского филармонического хора Тимофей Перминов рассказал Большому Радио историю становления органа как инструмента, а также особенности мурманского инструмента, который установлен в областной филармонии.

Слово «органум» известно еще с античных времен, и поначалу оно обозначало все музыкальные инструменты. Только с течением времени слово орган стало применяться к клавишно-духовым инструментам.

Органы более или менее крупных размеров появились IV веке. Правда крупные – понятие относительное, по сравнению с тем, что есть сейчас.

К VIII веку работники церкви увидели, как развивается орган, он их заинтересовал, и они начали использовать его в своих церемониях.

Следующим этапом стала – знать. Короли и знатные особы в свою очередь увидели, что церковь использует этот инструмент и им тоже стало интересно. Они стали использовать орган для коронаций, маршей победы и прочего. Они стали использовать инструмент и строить их у себя в резиденциях. Поэтому постепенно появились мастера, которые настраивали органы.

Зарождался орган в Италии и постепенно с веками стал победоносно шествовать по Европе. У королей даже была традиция дарить друг другу органы.

До XIV века орган был большим громоздким инструментом с клавишами 5-7 сантиметров, по этим клавишам ударяли кулаками. Поэтому мелодии были медленные, помпезные, торжественные, а за кулисой несколько дюжих мужиков качали ногами педали для надувания мехов.

После XV века органный пульт чуть уменьшился в размерах. Додумались сделать клавиши под пальцы, а не под кулаки. Это стало переломным моментом. Когда стало удобнее играть, композиторы начали писать более интересную и разнообразную музыку. Самый расцвет органа пришелся на эпоху барокко.

Орган продолжает меняться, увеличивается количество регистров – это одна из его музыкальных особенностей – многотембровость. Увеличивается количество регистров мощности и в XIX веке появляется органный мастер – француз Аристид Кавайе-Коль, который решил сделать орган соперником симфонического оркестра. Соперником по мощности и разнотембровости звучания.

В XIX веке появляется так называемый французский романтический орган, его еще называют симфонический. Он отличается большим количеством регистров, а это и есть тембр, и по мощности звучания соперничает с симфоническим оркестром.

Далее орган не претерпевал больших изменений, кроме электрической трактуры. Трактура – это способ передачи сигнала от клавиш органа с клапанами и другими устройствами, открывающими или закрывающими доступ нагнетаемого воздуха к органным трубам. Раньше использовалась пневматическая или механическая трактура. Это было очень обременительно и громоздко. И в таком случае пульт прикован к одному месту на сцене.

В мурманской филармонии используется электрическая трактура, поэтому орган можно убрать со сцены в случае необходимости.

Каждый орган – уникальный музыкальный инструмент, который делают на заказ. Он строится под зал. Специалисты промеряют всё до сантиметра, все места и порталы, где будет располагаться орган. Орган не интонируют и не настраивают, пока не будет установлено последнее кресло – ведь без них акустика зала меняется.

«Королем инструментов» – его называют за огромные размеры, потрясающий диапазон звучания и богатство тембров. 

В мурманском органе три мануала (три клавиатуры для игры руками), одна педальная клавиатура, 43 регистра и 2300 труб. Особенность его заключается в том, что трубы расположены в двух порталах, но за счет конструкции задней стены сцены, звук справа и слева перемешивается равномерно.

 

Фото: Большое Радио