День пианиста ежегодно отмечается 8 ноября, и пусть праздник не официальный, но набирает популярность среди тех, кто имеет отношение к такому музыкальному инструменту, как фортепиано.

Большое Радио взяло интервью преподавателя и концертмейстера Екатерины Бобрицкой.

– Екатерина Геннадьевна, расскажите о себе, о своем творческом пути.

Мне иногда кажется, что фортепиано со мной было всегда… С детства музыкальная школа, затем мурманское музыкальное училище, нынче колледж искусств, высшее образование получала уже заочно, в процессе работы.

Затем было распределение - Республика Коми, село Койгородок, работала там в течение 5 лет… По возвращении в Мурманск устроилась в ДМШ №1 им. А.Н. Волковой, увлеклась актёрским мастерством и как следствие отработала 4 года в ДТШ г. Мурманска.

На данный момент уже более 10 лет работаю в ДМШ №5 на улице Скальная. И везде всегда мой любимый инструмент. Работаю педагогом (учу детей играть на фортепиано), концертмейстером с народниками (любимые домристы), хоровиками, актёрами, вокалистами, оркестрантами (скрипка, виолончель, флейта).

У нас в школе создано инструментальное трио «Стиль», в составе которого я – пианист, Оксана Уткина (флейта), Татьяна Кучер (виолончель). Сама я люблю играть, это огромное удовольствие, пожалуй, можно сказать – счастье.

– Какая музыка вам нравится больше всего?

Это сложный вопрос. У меня, конечно, классическое академическое образование, но мне иногда кажется, что все направления любимы.

Зарубежная и русская, народная, классическая, барокко, романтизм, джаз, современная неоклассическая музыка…  Возможно, это зависит от настроения, от обстановки, от самочувствия.

– Какие композиторы оказали на вас наибольшее влияние?

В разное время меня увлекали разные композиторы. Просто назвать имена, всех сразу и не вспомнишь: Чайковский, Моцарт, Бетховен, Бах, Григ, Прокофьев, Гаврилин, Рахманинов, Брамс, Дебюсси. Когда был момент увлечения оперой – то это были Верди, Бизе, Моцарт, Пуччини, Мусорский, Римский-Корсаков, Чайковский… Симфонической музыкой – Брамс, Скрябин, Моцарт, Гайдн, Вивальди, Григ, Прокофьев, Шостакович, Шнитке…

В период работы с актёрами – Эдуард Артемьев, Микаэл Таривердиев, Исаак Дунаевский, Игорь Назарук, Сергей Петров, Алексей Айги, Генри Манчини, Ханс Циммер, Людовико Эйнауди, Лесли Барбер.

Могу сказать, как правило, это больше связано с работой. Услышал произведение, понравилось, появилось желание с ним поработать, дать своему ученику. Узнал автора, и вдруг на какое-то время незаметно для тебя самого «подсаживаешься» на всё его творчество. Слушаешь, смотришь, играешь, читаешь, исследуешь. Потом это случается вновь, но автор уже поменялся. Часто такие «открытия» происходит с уже известными и любимыми тобой композиторами, а иногда открываются новые авторы, и старинные, и современные, ныне живущие.

– Как вы работаете над новыми произведениями?

Работа над музыкальным произведением – это всегда творчество. Разгадать тайный смысл, идею, композиторскую задумку. Конечно, для меня, как для учителя часто «новое» произведение не является таковым. Оно уже изучалось, проходилось с кем –то другим. Но вот, что интересно. Все дети разные: по характеру, заинтересованности, способности, работоспособности, усидчивости. Поэтому одно и то же произведение может совершенно по-разному звучать в руках разных юных исполнителей.

Мне всегда интересно, какой будет результат на этот раз. А когда ребёнок увлечён и с удовольствием вместе с тобой работает над воплощением композиторской задумки – это дорогого стоит.

– А каких пианистов вы цените больше всего как учителей?

Каждый концертирующий пианист интересен. Но возможность общения с ним – редкая удача. Вот уже несколько лет в подряд у нас в Мурманской области проходит федеральный проект «Музыкальные надежды Арктики».

Появился образовательный центр «Сириус», который приглашает на обучение не только учащихся, но и преподавателей. Маститые музыканты, педагоги, исполнители проводят очные мастер-классы, онлайн конференции, на которых разбираются узкоспециализированные проблемы. И, пожалуй – это главные источники у нас на севере, где можно подпитаться новыми эмоциями, знаниями, уверенностью, что двигаешься в верном направлении.

– В чём секрет классической музыки? Как её полюбить детям?

Она прекрасна. Мне кажется, что дети её любят сразу. Ни разу не видела реакции явного отторжения, а работаю я с детьми от 4-х летнего возраста.

Любопытство и заинтересованность, задумчивость и слёзы печали, веселье и радость. Конечно, если вы придёте в филармонию с ребёнком в первый раз на концерт в двух отделениях – он вряд ли сможет его высидеть. Но это не показатель, что вашему ребёнку это не нравится. А показатель, что вы, как родитель, неверно выстроили его творческую программу.

Например, в нашей мурманской областной филармонии работают прекрасные артисты с программами, созданными специально для детей. И если для детей – это не значит, что там звучит какая-то второсортная музыка или всё музыкально-примитивно. Нет. Эти программы отрабатываются в полную силу, но по музыкальному и временному объёму рассчитаны именно на детское восприятие и усидчивость.

– Как вы оцениваете музыкальный уровень жизни в Мурманске?

Я бы сказала, на крепкую «4». Артистов приезжает достаточно много. Но завлечь нашу мурманскую публику солирующим пианистом – вряд ли возможное дело. Большой зал филармонии собрать сложно, если только это не человек с мировым именем. Поэтому пианисты приезжают сольно редко, часто в качестве органистов (это как вторая специальность), концертмейстеров других солирующих инструментов и вокалистов.

Для меня это конечно, печальный факт. Но радует, что стали приезжать «Виртуозы Москвы» со Спиваковым, сейчас был Башмет… Поэтому прекрасную музыку послушать – есть возможность…

– Отмечаете ли вы День пианиста? Или для вас каждый день – День пианиста?

День пианиста я никак специально не отмечаю. Традиции легко разрушаются, но сложно создаются. Но я обязательно поздравляю с этим праздником своих учеников, а родители и бывшие ученики стали часто поздравлять меня. Возможно, стоит подумать о концерте пианистов в этот день. Ведь для истинного музыканта - выступление – это самый большой праздник.

– Чтобы вы пожелали коллегам в этот праздничный день?

Своим друзьям, пианистам-исполнителям, хочется пожелать творческих идей, желаний, их воплощений. Коллегам, пианистам-педагогам, творческих, жаждущих научится играть учеников, заинтересованных родителей. А всем нам – хороших инструментов, на которых играть – высшее наслаждение и блаженство.

 

Фото: соцсети Екатерины Бобрицкой