Скептицизм – понятие знакомое многим ещё с лекций по философии. Основателем древнегреческой скептической школы, ставящей  сомнение во главу стола, стал Пиррон. Он считал, что все вещи недоступны для нашего познания, поэтому стоит воздерживаться от каких либо суждений. Философ и его последователи определили основные понятия и тропы этого течения, а также оспаривали труды античных ученых и догматиков.

Очередная волна интереса к скептицизму возникла уже в Новое время (16-17 века). Сочинения древнегреческих деятелей стали развивать и преобразовали до агностицизма. Представители этого течения считали себя свободомыслящими и были противниками догматизма в любой сфере.  

Современный научный скептицизм имеет мало общего со своим философским прародителем. Он зародился в 1970-ых годах в Соединенных Штатах Америки, как критическая реакция на популярность уфологии, астрологии, эзотерики. Его последователи критикуют  псевдонаучные учения, а также с сомнением относятся к утверждениям, не имеющим  эмпирического доказательства.  Такие скептики разоблачают экстрасенсов, оспаривают пользу гомеопатических препаратов, пропагандируют критический способ мышления и науку.

В Мурманске сторонники рационализма заявили о себе не так давно. «Общество скептиков» в заполярной столице стало регулярно устраивать встречи с осени 2016 года. При этом наш город стал единственным не крупным муниципалитетом, в котором было организовано данное сообщество, по сравнению с многомиллионными Уфой, Москвой и Санкт-Петербургом. Чем занимается мурманское «Общество скептиков»? Какие темы поднимаются на встречах? И как меняет жизнь критический взгляд на вещи? На эти и другие вопросы накануне очередного собрания поклонников научного метода ответил координатор мурманского объединения скептиков Евгений Кузнецов.

- «Общество скептиков» - что это за организация и когда она зародилась?

- В современном понимании «Общество скептиков» возникло в 1992 году в США.  Основателем является Майкл Шермер и изначально движение имело название «Общество скептиков Калифорнии». Они выпускали журнал «The Skeptic», постепенно к организации начали присоединяться единомышленники из других штатов, а затем  и из других стран.

- А когда «Общество скептиков» появилось в России?

- 31 марта 2013 года в Москве состоялась первая встреча клуба скептиков, которую организовал Кирилл Алфёров. Ранее, в 2008 году, он создал сайт «Эзотерика и скептицизм», на котором критиковал подход нью-эйджеров.

- Вы имеете в виду фильм «Секрет» по книге Ронды Бёрн и «Трансерфинг реальности » Вадима Зеланда?

- Да, да. И всевозможные учения, утверждающие, что мысль материальна. И через некоторое время у Алфёрова возникала потребность собираться оффлайн. На первую встречу не явился никто, кроме случайно зашедшего человека. Сейчас же в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург,  такие мероприятия проходят достаточно массово и на регулярной основе. Ежегодно проходит  конференция под названием  «Скептикон», собирающая  тысячи участников. Также регулярные встречи организуют в Уфе, и, с недавнего времени, мы можем отнести к этому списку и Мурманск.

- Вы являетесь организатором данного сообщества в нашем регионе. Подскажите, как вам пришла идея о создании такого клуба?

- Я читал отчеты о встречах, смотрел видео с собраний «Общества скептиков» и интересовался, происходит ли подобное в нашем городе. Какое-то время ждал, пока кто-нибудь возьмёт на себя организацию таких встреч. А потом понял, что если сам за это не возьмусь, то никто другой и не возьмётся. Поэтому я пришёл с этой идеей в научную библиотеку. Так как я ранее уже имел дело с «научкой», там проходили выставки моих фотографий, мне доверились и выделили помещение и время для встреч скептиков.

- И когда состоялась первая встреча?

- 22 октября и на неё пришли человек 10-12. Это был своего рода успех, так как на второй было уже меньше участников. Тогда мы и определили, что если слушателей больше, чем выступающих, то это уже хорошо и встреча удалась. Сейчас интерес всё больше проявляется – и количество участников в нашей группе в контакте растёт, и её наполняемость. Также одна из встреч состоялась на новой площадке – в Центре профессионального развития молодёжи. Собрания организуем  в выходные, чтобы участникам было удобно приходить.

- Как вы определяете темы для презентаций? Учитываете ли пожелания слушателей, или, наоборот, задаете направление. Например - в субботу мы говорим об эзотериках, готовьте информацию.

-Строго тематических встреч у нас пока не было, ждём большего количества участников. Если говорить о том, какие вопросы поднимались на собраниях, то на первых мероприятиях мы говорили о научном методе. Также мы беседовали о когнитивных искажениях, был рассказ-отчет о том, как мы ходили на выставку медицинских технологий.

- А чем вас так привлекла эта выставка?

- Дело в том, что на ней, кроме добросовестных медицинских учреждений, выставлялось неимоверное количество шарлатанов со своей продукцией. Начиная от картонных карт, которые надо прикладывать к телу школьника, чтобы его оценки улучшались, заканчивая чудодейственными минералами с биофотонами.

- Как вы лично для себя открыли скептицизм, чем он вас привлёк?

- К понятию научного скептицизма я пришёл не сразу, какое-то время я был и суеверным, и верующим себя считал. И разных эзотериков начитался, того же Кастанеду. Невозможно вспомнить в моей жизни такой момент, когда бы я проснулся и…

- О, я теперь скептик.

- Да, такого момента не было. К скептицизму я пришел постепенно.

- На данный момент мурманское «Общество скептиков» не так известно. Вы намеренно его не популизируете?

- Здесь есть два конфликтующих друг с другом вопроса. Если никого не звать, то не придут ни слушатели, ни лекторы. Если всех звать – то вдруг придут слушатели, а лекторы – нет. Тогда нужно будет увеличивать объем каждой лекции, а я с парой друзей с этим не справлюсь. Нам сначала нужен костяк из людей, готовых рассказывать лекции, желающих выступать. Более того, у меня есть интересные темы и материалы, но я физически не успеваю все их готовить. И я готов предоставить их человеку, чтобы тот мог по ним сделать целый цикл лекций.

- А если приглашать в качестве лекторов, например, представителей мурманского научного сообщества. Есть у вас такие идеи?

- Да, это обязательно. И мы уже идём в этом направлении. Сейчас мы начинаем сотрудничество с мурманским  Центром профессионального развития молодёжи, студентами, которые там занимаются. Они имеют более чёткое представление о том, каких преподавателей стоит пригласить на лекцию. Я сам закончил вуз заочно и кроме преподавательского состава своей кафедры ни с кем знакомств не завёл. А в городе много профессиональных преподавателей, которые могут захотеть провести интересные неформальные лекции. Поэтому на наших собраниях я регулярно напоминаю, что там нужны лекторы, как начинающие, так и профи.

- А как же лекторы из других городов?

- На данный момент есть желающие приехать к нам на «Общество скептиков» уже сейчас. Но всё упирается в финансовый вопрос. Как бы человек не любил свое дело – перелёт до Мурманска, проживание, питание – это всё деньги. К тому же, мы не живем в городе-миллионнике, куда на конференции в вузы регулярно приезжают выступающие, которых можно пригласить и на встречу скептиков. В таком случае либо ищут спонсора, либо участники клуба скидываются на то, чтобы пригласить интересного лектора. Также у меня есть идея привести в наш город антропологическую выставку «Семнадцать черепов и один зуб», которую делает портал «Антропогенез.ру». Она успела побывать даже в Сибири, но в основном её возят по центральной России.

- Какова ваша основанная цель? Чего хочет добиться общество скептиков? Не думаете ли вы, что научный метод для простого русского человека не совсем подходит? Не такой у нас менталитет – поколениями взращиваются стереотипы, суеверия, традиции, которые не так просто выбить. И большинство из граждан скептически относятся к скептикам.

- К счастью народ – это постоянный ребёнок. Потому, что постоянно меняются поколения. Какими бы сильными не были суеверия и заблуждения, их всё равно можно постепенно выбить. Просто когда мы смотрим телеканалы или открываем газету, не важно местного или федерального значения, постоянно встречаем заголовки «Экстрасенсы выманили у бабушки полмиллиона рублей» или «Человек отказался от лечения и погиб». Один из  ярких и нашумевших примеров – смерть Стива Джобса.  С его деньгами и связями – жить бы и жить. Но, он, благодаря своим эзотерическим верованиям, запустил болезнь, а когда обратился к врачам, было уже слишком поздно и медики не смогли ему помочь. Он и в  Тибет ездил, и какое-то иглоукалывание делал, но это, как вы понимаете, не работает.

- Тогда такой вопрос – почему, не смотря на такие печальные примеры, люди идут к знахарям, бабкам, эзотерикам за помощью? Может дело в том, что у граждан потеряно доверие к медицине, а у нас в Мурманске, например, попасть на прием к врачу даже платно бывает не так просто.

- Здесь простого ответа нет, это проблема комплексная. Во-первых, люди не совсем понимают, что такое доказательная медицина. Как понять, помогает лекарство или нет? Если оно вылечило меня, означает ли это то, что оно действует? Стоит ли его давать своему ребенку?  Во-вторых, врачи тоже люди, и им также свойственны когнитивные искажения, тем более при такой большой нагрузке, какая сейчас лежит на врачах. Проблема сложная и комплексная. Очень много лжелекарств, гомеопатии, много банальных разводов на деньги. Также у населения недостаточный уровень профильного образования. Каким бы образованным человек не был, он не может знать всё. Также свою лепту вносит неумение критически относиться к своим же убеждениям. Самый главный вопрос скептицизма не в том – «Что я знаю?», а в том, «Почему я думаю, что я это знаю?». К примеру, я знаю, что гомеопатия не работает. А почему я думаю, что я это знаю? Потому, что есть исследования, доказательная медицина и т.д.

- Так всё же, давайте вернемся к вопросу – какова ваша основная цель?

- Есть две основные цели. Первая – нам это интересно – общаться с единомышленниками. Вторая, она более важная, мы хотим распространить привычку рационально мыслить. Почему люди лечатся у шарлатанов? Берут неподъемные кредиты? Не умеют рассчитывать свой бюджет? Плохо воспитывают или бьют своих детей? Потому, что не умеют анализировать свои действия и мысли. А анализировать чужие действия и мысли еще сложнее.

- И каково же жить скептику в современно мире? Как изменилась лично ваша жизнь, когда вы решили для себя, что будете всё подвергать сомнению.

- Скептицизм больше направлен не на то, чтобы подвергать сомнению всё вокруг, а на то, чтобы рационально мыслить. С тех пор, как я стал считать себя скептиком, я полагаю, что мне стало жить легче. Потому, что я не обращаю внимания на гороскопы, выпадает ли 13 число на пятницу. И, хотя все реальные трудности в жизни никуда не делись, я больше не обращаю внимания на придуманные проблемы, а это, согласитесь, уже половина дела.

Текст: Анна Цедрик

Фото: Алексей Прохоров, "Общество скептиков в Мурманске" во "Вконтакте"