25 января – особая дата в нашей стране. Именно этот день по праву могут считать своим праздником не только представительницы прекрасной половины человечества с очаровательным именем Татьяна, но и многочисленное российское студенчество. Впрочем, в этом году конец второго зимнего месяца, в первую очередь, ознаменован 80-летним юбилеем великого артиста Владимира Высоцкого, в память о котором во всей стране прошел ряд праздничных мероприятий.

Так, в московском музее "Дом Высоцкого на Таганке" организована выставка «Я, конечно, вернусь», и поставлена театральная постановка "Здравствуйте, Владимир Высоцкий!", режиссёром которой стал сын Владимира Семеновича. А вот работники Московского дома книги отмечают, что накануне памятной даты продажи сборников известного барда возросли в 9 раз. Даже Банк России не остался в стороне: в честь юбилея в обращение была запущена памятная серебряная монета номиналом 25 рублей.

Столица Заполярья тоже не отстаёт от празднования - 25 января состоялся творческий вечер на базе Областной филармонии. В честь юбилея культового поэта на сцену вышли Екатерина Ефремова, Ольга Феофанова, Игорь Кокшаров, Николай Вернусь и творческий ансамбль "МАРГО», порадовавшие северную публику исполнением лучших произведений барда.

Безусловно, хорошо известного всем барда нельзя назвать центральной фигурой в русской поэзии 60 - 70-х гг. XX века. Более того, даже в своём жанре он был далеко не единственным - одновременно с Высоцким в Союзе творили два поэта, которых часто сравнивают между собой, и которые действительно имеют вполне очевидные типологические сходства - Александр Галич и Булат Окуджава.

Стоит вспомнить и тот факт, что вхождение творчества Высоцкого в общепринятые литературные рамки было необычным ввиду формы бытования его поэзии, которые отчасти были сродни фольклорным. Основная сложность осмысления поэтического наследия автора изначально состояла в том, что произведения Владимира Семёновича, которые до этого существовали неразрывно со своим автором, теперь должны были  «отделиться» от него, от его голоса, интонации, мимики и жестов при исполнении. Вместо этого тексты продолжали жить уже самостоятельно, осуществляя при этом переход от авторско - фольклорных форм к непосредственно литературным.

Однако ничего из вышеперечисленного не пугает ни сторонников научного подхода, ни  простых обывателей, относящих себя к поклонникам барда. Почему же, повторимся, вовсе не центральная фигура поэзии своего времени вызывает столь широкий общественный интерес? В чём заключается новаторство барда и что такое «феномен Высоцкого»? Какие темы его творчества находятся под пристальным вниманием? Попытаемся найти ответы на эти и многие другие вопросы.

Не секрет, что знание жизненного пути автора позволяет лучше понять его творения, так как за любым текстом стоит личность художника слова. Именно по этой причине предлагаем вспомнить основные этапы жизненного пути великого барда, прежде чем разобраться с таким понятием, как «феномен Высоцкого».

Владимир Семенович Высоцкий родился в Москве 25 января 1938 года в семье военного. В начале Великой Отечественной войны со своей мамой Ниной Максимовной был эвакуирован в Оренбургскую область. В столицу они смогли вернуться лишь летом 1943 года.

В 1955 году, окончив среднюю школу, будущий исполнитель начинает учебу в Московском инженерно-строительном институте им. Куйбышева, из которого уходит, не окончив даже одного курса. На следующий год он поступает в известную Школу-студию МХАТ имени Немировича-Данченко на актерское отделение, где занимается у А.М. Комиссарова и Б.И. Масальского. В 1960 году артист оканчивает студию и приступает к работе в Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина, а спустя 4 года поступает в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где трудится достаточно длительное время.

Это место профессиональной деятельности, которым он очень гордился, оказало огромное влияние на судьбу поэта. Лучшей работой Высоцкого по праву считается единственная ключевая роль в спектакле - роль Гамлета. Примечательно, что Владимир Семенович  играл шекспировского героя без грима. Его невысокий рост и грубоватое лицо поначалу могли смутить и даже озадачить, однако жестким средневековым нравам вполне соответствует мрачный, задумчивый, углубленный в себя молодой человек.

Без сомнения, творческая жизнь поэта была довольно своеобразна и многогранна. Чем бы он ни занимался, ко всему подходил максимально серьёзно, полностью растворяясь в трудах собственной деятельности. Он спал всего по четыре часа в сутки, часто писал по ночам, а днём и вечером выступал с концертами, работал в театре и снимался в кино. Высоцкий всерьез увлекался искусством и основательно подходил к подготовке к ролям. Он усиленно изучал материал, много читал, слушал музыку, собирался с мыслями с помощью верховой езды и фехтования, занимался боксом. Всё это сделало его роли и стихи максимально правдивыми и искренними - поэт с легкостью примерял на себя не только характеры, но и судьбы других людей. Он становился частью их проблем, забот, профессии и жизненных принципов, старался продемонстрировать их способ мыслить и манеру говорить.

Взаимоотношения Высоцкого с различными инстанциями априори не могли быть простыми и легкими, потому как его феномен не вписывался в строгие рамки существующей административно-бюрократической советской системы. В годы строгой цензуры Высоцкий затрагивал целый ряд запретных тем, но при этом занятно,  что он не был явным врагом этой системы - он существовал отдельно и независимо от нее, оставаясь, при этом, свободным внутренне и неподконтрольным внешне. А, как известно, это больше всего и пугает власть… Зато какой отклик находит у всех остальных!

Великий поэт Николай Гумилев в своё время сказал весьма занятную вещь: «Всякое направление испытывает влюблённость к тем или иным творцам и эпохам. Дорогие могилы связывают людей больше всего». Пожалуй, в случае поклонников Владимира Высоцкого эта цитата применима в полной мере. В 1980 году 200 тысяч (представьте себе!)  людей пришли на Таганскую площадь попрощаться с любимым поэтом и артистом. По собственной воле, а не по сигналу и не по призыву штаба, который, к слову, выступал за тайные похороны. Марина Влади, вдова артиста, тогда воскликнула: «Я видела, как хоронят королей и принцев, но такого не видела никогда!». А к 1990 году, с официальным открытием музея в честь барда, личность Владимира Семеновича и для властей стала «национальным достоянием».

По итогам опроса ВЦИОМ, проведённого в 2010 году, Владимир Семенович занял второе место в списке «кумиров XX века», уступив лишь первому космонавту  Юрию Гагарину. Так в чём же, в конечном итоге, заключается уникальность автора? Голос почитателей твердит нам об откровенности, честности и бескомпромиссности выражения мыслей, которые полностью совпадают с народными. Не смотря на то, что ушла целая эпоха, Высоцкий продолжает жить среди нас. Известная закономерность: художник, сумевший максимально отразить свое время, остается современным навсегда.