На сцене Мурманского областного драматического театра полным ходом идут репетиции нового спектакля. Фундаментом для сценария театральной постановки послужила пьеса современного драматурга Николая Ермохина. Заполярная Облдрама впервые обращается к творчеству автора, который, несмотря на свой достаточно молодой возраст, уже достиг значительных высот в театральном искусстве и заслужил право находиться в авангарде «русского постмодерна». В июне 2017 года «Жертва» Николая Ермохина была признана лучшей в номинации «Пьеса для большой сцены» в XV Международном конкурсе драматургов «Евразия». А уже спустя год в списке ожидаемых премьер Мурманского Драмтеатра появилось название одного их наиболее известных произведений Николая Ермохина «Спиннинг». 

Уже целый месяц творческий коллектив Драматического театра трудится над воплощением идейного замысла пьесы на мурманской сцене: декораторы выстраивают визуальный ряд спектакля, а сами артисты старательно учат реплики и отрабатывают сложные хореографические элементы. За творческим процессом внимательно наблюдает «театральный фрилансер» Евгений Зайд – петербургский режиссер-постановщик, за плечами которого годы работы в Русском драматическом театре имени Николая Бестужева, а также более десятка спектаклей, поставленных далеко за пределами Санкт-Петербурга. География режиссерского «турне» Евгения Зайда охватила все культурное пространство нашей страны: в разное время он работал с театрами Улан-Удэ, Новокузнецка, Норильска и других городов. Поставив «точку отчета» в далекой Сибири, спустя много лет Евгений Зайд получил приглашение к сотрудничеству с драматическим театром в Мурманске. Ставить спектакль на незнакомой сцене – не самая легкая задача даже для маститого профессионала режиссерского дела. Но как отмечает сам Евгений Зайд, поиск точек соприкосновения с актерами мурманского Драмтеатра не составил для режиссера большого труда. А это значит, что уже в середине апреля заполярная публика сможет по достоинству оценить новый спектакль, поставленный с интересом к сценарному материалу и любовью к театральному искусству. 

Создание уютной атмосферы в кругу новоиспеченных коллег по театральному цеху – это далеко не первое препятствие, которое Евгению Зайду и его подопечным пришлось преодолеть на пути к достижению поставленной цели. Как известно, вот уже несколько лет артисты мурманской Облдрамы вынуждены работать на импровизированной сцене бывшего кинотеатра «Атлантика». Конечно, временное отсутствие постоянной локации не помешало талантливым актерам обрести своего постоянного зрителя. Однако признание публики каждый раз дается мурманским артистам дорогой ценой. Помещение «Атлантики» изначально не было предусмотрено для проведения постановочных спектаклей, что в первую очередь отметил Евгений Зайд:

«Сцена в «Атлантике» построена в форме кругового амфитеатра, что создает трудности для расстановки артистов. Во время репетиций я хожу по залу и смотрю на актеров с разных точек и слежу за тем, чтобы они не стояли спиной к зрителю. Наш спектакль достаточно мобильный: мы постоянно передвигаем декорации и меняем реквизит, что не очень удобно выполнять на такой маленькой сцене».

По словам Евгения Зайда, «Спиннинг» – это легкая пьеса комедийного характера. В сюжетную канву театральной постановки органично вплетены образы обычных людей, живущих в мире повседневной рутины и бытовой суматохи. Однако жизнь в условиях ежедневных забот и хлопот по дому – это вовсе не повод опускать руки и предавать свою мечту: «Каждый человек, стоя за плитой на кухне, мечтает о высоком. Мы хотим изобразить это не только в характерах персонажей, но и в танцевальных эпизодах. По сценарию девушки будут в кружить на сцене в красочных нарядах и менять их на другие в процессе движения. Под стать им парни выйдут на подмостки в строгих смокингах и деловых костюмах. Хореографических этюдов будет немного, но этого хватит для того, чтобы воплотить мечту в танце». Примечательно, что зрелищные сцены в «Спиннинге» будут разворачиваться на фоне житейских зарисовок. В качестве музыкального сопровождения режиссер-постановщик выбрал не только торжественные композиции, но и современные песни. Кроме того, в преддверии Чемпионата по футболу в спектакле заиграет традиционный футбольный марш. Фрагмент, в котором зрители услышат спортивные «позывные», пока остается в секрете. Также стоит отметить, что спектакль «Спиннинг» будет сыгран в одном составе в связи с тем, что вторая часть театральной труппы на момент приезда Евгения Зайда уже была задействована в репетициях нового спектакля Никиты Ковалева. Поэтому роли в «Спиннинге» достались Глебу Глебову, Ольге Заяц, Алексею Худякову и другим.

Постановка спектакля по мотивам пьесы Николая Ермохина была предложена руководством Драматического театра. Как рассказал Евгений Зайд, перед началом первых репетиций было рассмотрено множество вариантов, однако, выбор был сделан в пользу «Спиннинга»: «После долгих обсуждений мы остановились на пьесе Ермохина, так как «Спиннинг» полностью соответствовал репертуарной политике театра. Нам был нужен комедийный спектакль не только для постановки на мурманской сцене, но и для выезда за пределы города».

Вообще, Евгений Зайд убежден, что у любого уважающего себя театра должна быть своя «сознательная политика привлечения артистов и зрителей». Иными словами, сначала театру необходимо сделать себе имя за счет постановок кассовых зрелищных спектаклей. Только после этого артисты могут позволить себе расслабиться и сыграть несколько ролей в паре-тройке рядовых постановок: «После окончания института я поступил на службу в один из петербургских театров, который мне предстояло «раскрутить». Помню, тогда мы избрали политику агрессивной рекламы – устраивали флэшмобы, развешивали афиши, прибегали к помощи средств массовой информаций. Эффект был потрясающий. Когда зритель вернулся в театр, мы разнообразили свой репертуар: добавили легкие комедийные постановки».

Для Евгения Зайда это первый опыт работы с мурманским театром, но не первый визит в Заполярную столицу. Ровно год назад режиссер приезжал в Мурманск, чтобы оценить актерский талант юных артистов:

«В прошлом году я сидел в жюри известного детского конкурса. На протяжении всей командировки я был на отсмотрах детских спектаклей, а потому не успел прогуляться по Мурманску. В те редкие мгновения, когда мне удавалось ненадолго отвлечься от работы и пройтись по улице, я выходил из здания и совершенно терялся во времени. Поздним вечером над Мурманском светило солнце, и я не знал, что мне делать – то ли возвращаться к работе, то ли отдыхать. Но в первый же визит Мурманск поразил меня своей доброжелательной атмосферой. Это один из немногих городов, в котором ты хорошо себя чувствуешь, будучи замкнутым в пережитки советской архитектуры. А еще тут кругом такие поэтичные сопки (улыбается)».

Когда работа над «Спиннингом» будет закончена и зрители увидят премьерный показ нового спектакля, Евгений Зайд вновь покинет Заполярную столицу и вернется в Санкт-Петербург, где его ждут студенты второго курса, а также артисты Детского интеграционного театра «Куклы». Здесь, в театре для детей и взрослых с ограниченными физическими возможностями, Евгений Зайд около семи лет назад поставил спектакль по мотивам произведения Уильяма Гибсона «Сотворившая чудо». В свое время театральная постановка заслуженно получила высокую оценку зрителей, так как стала своеобразным ключом к вере в настоящее волшебство. Возможно, Евгению Зайду удастся повторить успех и вновь сотворить чудо, только уже не на петербургской, а на мурманской сцене. А разве может быть иначе, когда за дело берутся настоящие мастера с любовью к своему искусству?