«Ставить самого себя в предлагаемые обстоятельства роли и идти в работе над ролью "от себя". Истинный смысл знаменитого «противоречия» Станиславского станет понятен только при раскрытии диалектической природы актерского искусства, в основу которого положена гармония двух, казалось бы, противоборствующих начал – самодостаточной личности с уникальным набором творческих характеристик и подневольного лицедея, ограниченного рамками сценического образа. Оставаться на театральных подмостках самим собой и при этом погружаться во внутренний мир изображаемого персонажа, одухотворяя образы своего воображения – вот ключевой элемент актерского мастерства, к которому стремится каждый артист. И каким бы творческим потенциалом не обладал начинающий или опытный, он всегда будет нуждаться в оценочном суждении маститого профессионала, который преодолел тернистый путь от ролей второго плана до зрительского признания.

Актерское искусство зародилось в эпоху первобытного общества, при котором художественная деятельность тесно переплеталась со всеми формами культуры – от религии до мифологии. Способность примерять на себя образ другого человека или животного имела магическое значение. Считалось, что человек, наделенный умением изображать другое существо, способен управлять силами природы, устанавливать контакт с духами предков и совершать ритуалы для повышения урожая и привлечения добычи. Древние шаманы для создания сценического образа использовали маски и костюмы, устраивая из обрядового действа театральное представление.

На Древнем Востоке актерское искусство также формировалось под влиянием религиозной, мифологической и эпической тематики. А вот в Древней Греции сценическое мастерство приобрело именно те формы, которые мы привыкли наблюдать. В греческой драматургии явно обозначились социальные и светские мотивы, различные техники и актерские приемы. При каждом прославленном полководце был штат актеров, которые в совершенстве владели ораторским мастерством.

Актерское искусство эпохи Возрождения унаследовало элементы народного средневекового театра. Например, воплощение собирательных образов и пороков в фарсовых комедиях и мистериях. Именно в этот период актер осваивает умение чувствовать творческий замысел и отодвигать на задний план личные предпочтения.

В конце XIX и начале XX веков появился первый режиссерский театр, с которого началась разработка и реализации новых театральных методик. Актерское искусство вышло на уровень престижной профессии, а у преподавателей сценического мастерства появилось право на создание авторских программ. В настоящее время существует множество объединений действующих актеров, готовых помочь молодому артисту раскрыть творческий потенциал или развить уже имеющиеся навыки. Так называемые лаборатории актерского мастерства предоставляют свои подопечным широкий спектр разнообразных путей к достижению внутренней свободы и правдивого воплощения образа как перед зрителем, так и перед самим собой.

В середине апреля артисту Мурманского областного Драматического театра Александру Покатневу выпала «счастливая случайность» пройти обучение в лаборатории актерского мастерства в Санкт-Петербурге. В течение четырех дней руководителем учебного курса для Александра Покатнева и еще 13 «счастливчиков» была народная артистка РСФСР, режиссер и педагог Светлана Крючкова. По возвращении в Заполярную столицу артист Мурманской Облдрамы рассказал о своей поездке на «курсы по повышению квалификации» и поделился впечатлениями от общения с профессионалом актерского искусства.

- Неожиданно солнечный Питер встретил нас потрясающей погодой, чему мы были несказанно удивлены и рады. И также тому, что нам вообще удалось попасть в Лабораторию актерского искусства, где вместе со мной впоследствии обучались ребята со всей страны. Кто-то был с Украины, Москвы, Кишинева, Санкт-Петербурга, я из Мурманска. Многие ребята приехали сюда в четвертый раз. То есть до этой встречи они уже имели богатый опыт общения со Светланой Николаевной. Не то, что я и мой напарник из Омска, с которым мы заняли места артистов из Великих Лук. Они не смогли приехать, а мы, разумеется, не отказались от участия.

Занятия в лаборатории актерского искусства проходили в формате мастер-класса, в рамках которого Светлана Крючкова передала своим ученикам внушительный багаж свежих теоретических знаний. Однако помимо лекционно-практических часов обучение в Лаборатории подразумевало проверку своеобразного домашнего задания, которое позволило артистам поближе познакомиться друг с другом.

- Лаборатория актерского мастерства расположена в Доме актера на Невском проспекте. В просторном зале со старинной мебелью мы проходили обучение, которое началось с прочтения монологов. Каждый из нас должен был выступить с фрагментом из художественного произведения. Светлана Николаевна прослушивала наши монологи, после чего давала нам свои рекомендации, говорила, что нужно убрать, а что, наоборот, добавить.

Первым на импровизированную сцену с монологом Ракитина из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» вышел именно Александр Покатнев. И если по началу артиста сковывали страх и неуверенность, то в процессе прочтения негативные мысли пропали сами собой.

- Когда я приступил к монологу, сразу ощутил на себе атмосферу непринужденной обстановки, расслабился и продемонстрировал именно то, что хотел. Не буду раскрывать всего того, о чем нам говорила Светлана Николаевна. Все же это профессиональная тайна (смеется).

Перед набором курса Светлана Николаевна отметила, что хотела бы видеть артистов, которые «находятся подальше от Санкт-Петербурга и Москвы, потому что они многое видели и уже многое знают».

- Светлана Николаевна охотно приглашала на свой мастер-класс артистов из провинциального театра. Нас буквально в одночасье выдернули из привычной обстановки и поместили в другие условия, где можно набраться опыта и приобрести хороший задел на будущее. Как я уже говорил, многие ребята видели Светлану Николаевну не в первый раз, но при этом мне было приятно наблюдать за ними, понимать, как долго они ждали встречи с человеком, которого они так любят и уважают, общаясь всего лишь раз в год.

В Лаборатории актерского мастерства Светлана Крючкова очень много рассказывала о своей семье, личной жизни, репетициях и съемках, смешно пародировала мастодонтов отечественной сцены.

- Могу с уверенностью сказать, что это человек большой величины. Я общался со многими людьми, состоявшимися в нашей профессии. Многие ведут себя отстраненно, но Светлана Николаевна – это простой и легкий человек с тонким и своеобразным чувством юмора. Наверное, я даже словами не смогу передать, какими были те четыре дня, что пролетели как один миг. Когда я вернулся в Мурманск, почувствовал, что провел в Санкт-Петербурге как-будто целый месяц.

Напомним, в апреле в Мурманском областном Драматическом театре состоялись премьеры двух спектаклей – «Спиннинг» и «Телефон доверия». Билеты на театральные постановки можно приобрести в кассах бывшего кинотеатра «Атлантика».

Фото: личный архив Александра Покатнева