В преддверии двухсотлетия со дня рождения великого русского писателя и драматурга И. С. Тургенева импровизированная сцена Мурманского областного драматического театра «переоделась» в невесомые декорации с причудливыми узорами, под которыми развернулась драматичная история о настоящей мужской дружбе и ослепляющей страсти. Подготовка к премьере театрального представления по мотивам пьесы «Месяц в деревне» заняла порядка двух месяцев, и этого времени оказалось достаточно для того, чтобы нетленная классика впечатлила взыскательного северного зрителя и прочно закрепилась в репертуаре театра, а ее режиссер-постановщик Станислав Васильев обнаружил точки соприкосновения с артистами Мурманской Облдрамы.

Спустя несколько месяцев после премьеры спектакля по мотивам многострадального произведения Тургенева московский режиссер вышел на сцену Драматического театра в совершенно особенном амплуа, что по праву можно считать знаковым событием не только для самого Станислава Васильева, но и для заполярных слуг Мельпомены. Вот так по истечении года со дня кончины Султана Назировича Абдиева на пост главного режиссера МОДТ пришел выпускник филологического факультета ЧГУ им. И.Н. Ульянова и РАТИ-ГИТИС, автор множества спектаклей и талантливый специалист в области театрального искусства Станислав Васильев. По случаю официального назначения приезжего режиссера на должность руководителя театральной труппы сегодня, на малой сцене МОДТ, была проведена закрытая пресс-конференция, в которой на вопросы региональных журналистов ответили директор Мурманской Облдрамы Татьяна Вешнякова, исполняющая обязанности председателя регионального Комитета по культуре и искусству Ирина Лисовая и сам режиссера Станислав Васильев.

В начале разговора с представителями медиа Татьяна Вешнякова обратила внимание на то, что 31 января было выбрано датой проведения брифинга не случайно. Завтра Мурманский областной драматический театр отмечает ровно 80 лет со дня основания.

В 1938 году правительство СССР, учитывая быстрый промышленный рост края и перспективы его развития, преобразовало Мурманский округ Ленинградской области в Мурманскую область. На заседании оргкомитета ВЦИК по Мурманской области 28 сентября 1938 года было принято решение о реорганизации работающего в Мурманске филиала Ленинградского Большого драматического театра им. М. Горького в областной государственный драматический театр.

Возглавили театр художественный руководитель Сергей Александрович Морщихин и главный режиссер Александр Васильевич Шубин. Официальное открытие театра состоялось 1 февраля 1939 года спектаклем «Генеральный консул» братьев Тур и Л. Шейнина.

В 1997 году на место главного режиссера в театр Султан Назирович Абдиев, ученик Марка Захарова и Анатолия Васильева. Регулярное обновление театрального репертуара, интересные спектакли, а также возросший интерес искушенной публики свидетельствовали о профессионализме и творческих успехах нового режиссера. Спустя двадцать лет Султан Абдиев покинул Мурманскую Облдраму и отправился в Москвц, где в течение двух лет лечился от серьезного заболевания. В феврале прошлого сердце одаренного режиссера остановилось. До настоящего времени артисты Драматического театра были вынуждены находиться под временным покровительством приезжих режиссеров: в разное время с нашими актерами работали Ринат Фазлеев (Казань), Югослав Петрович (Сербия), Алексей Серов (Санкт-Петербург), Евгений Зайд (Санкт-Петербург). По итогам длительных переговоров было принято решение поставить на должность главного режиссера театра Станислава Васильев. Как отмечает Татьяна Вешнякова, перед руководством Мурманской Облдрамы стояла важная задача – найти талантливого и энергичного специалиста в области театрального мастерства, который сможет продолжить традиции предыдущих руководителей:

«Сегодня в истории Драматического театра и всей Мурманской области знаменательный день: 80-летний юбилей, а также знакомство с новым главным режиссером. Станислав Васильев прошел все «испытания» и показал высокий уровень профессионализма и умения адаптироваться к условиям работы и театральному коллективу. Я очень рада, что мы обрели такого ответственного режиссера, который радушно согласился на наше предложение о дальнейшем сотрудничестве».

По словам Ирины Лисовой, новоявленный главный режиссер открыл новые творческие грани театральных артистов. Также и.о. председателя регионального Комитета по культуре и искусству выразила надежду, что к моменту возвращения театра в свое родное здание Станислав Васильев не только наполнит репертуар новыми достойными постановками, но и выведет театр на более высокую ступень развития:

«Я лично наблюдала за работой Станислава Васильева, а потому с твердой уверенностью могу сказать, что он буквально влюбился в наших артистов: внимательно следил за их состоянием во время репетиций и выступлений на сцене, позволил им раскрыть свои актерские способности. Вообще, у Станислава Васильева совершенно удивительная натура – он отличается какой-то врожденной порядочностью. Не смог нас бросить в беде и оставить без помощи, в которой мы так сильно нуждаемся, находясь в весьма сложных рабочих условиях. За это я ему очень благодарна. Ведь многие режиссеры уезжали, когда узнавали, что завершение реконструкции театра откладывается. Но Станислав Васильев вернулся в Мурманск».

В свою очередь режиссер поблагодарил директора и артистов Драматического театра за оказанное доверие и поделился приблизительными творческими планами на ближайшее будущее:

«Хочу выразить благодарность за предоставленную возможность работать в вашем театре. Я с трепетом отношусь к новоиспеченным обязанностям и искренне верю, что наши надежды будут оправданы. Коллектив изначально пришелся мне по душе, а потому я почти уверен, что мы сработаемся. Ведь во многом всё зависит не только от работы режиссеры, но и от желания артиста откликаться на его идеи и воплощать их в жизнь. В связи с этим хотел бы отметить, что театральное искусство – это не только премьеры, но другие мероприятия, которые помогут нашим артистам показать себя за пределами сцены. Я нахожусь в ожидании личных встреч с публикой, которая не меньшим образом влияет на жизнь театра».

В продолжении начатой темы разговора Татьяна Вешнякова отметила, что перед театром всегда стояла задача расширить диалог с публикой и восстановить таким образом баланс культурного взаимодействия:

«Наши артисты гастролировали по самым дальним уголкам Заполярья. Приезжая в другие города и поселки, мы всегда хотели ответить на вопросы наших зрителей или что-то объяснить им, вызвать определенные чувства и эмоции, рассказать о себе. Иными словами, выполнить основные задачи театра. Мы будем выстраивать подобающий репертуар, чтобы задать импульс, который будет работать на обе стороны. Не только спектакли, но и любое мероприятие продиктовано современными условиями, которые ориентируют нас на внимательное и бережное отношение к зрителю. Так, мы хотим принять участие в воспитании молодежи и рассказать им, например, об истории нашей страны не так, как это написано в учебниках. По этой причине мы не стали делать «Летучий корабль» новогодней феерией и оставили его в постоянном репертуаре театра».

Также Татьяна Вешнякова сообщила, что культурное учреждение тесно сотрудничает с правоохранительными структурами, и подобное межведомственное общение может сыграть важную роль в появлении новых идейных замыслов для будущих спектаклей.

Возвращаясь к теме гастрольной деятельности, Ирина Лисовая рассказала, что в настоящее время перед театром также стоит задача наполнить репертуар мобильными спектаклями как для большой сцены, так и для небольших площадок за пределами Заполярной столицы:

«К сожалению, не у всех жителей Мурманской области есть возможность приехать сюда, поэтому режиссеру необходимо выстроить грамотный график гастролей и поработать в этом направлении с труппой. У Станислава Васильева большой опыт преподавательской деятельности, а потому наши артисты приобрели не только талантливого режиссера, но и замечательного педагога».

Отвечая на вопрос журналистов о мотивации переезда на Крайний Север, Станислав Васильев рассказал, что первый визит в Заполярье произвел на него неизгладимое впечатление, которой может послужить хорошим поводом к созданию исторического спектакля:

«Я был искренне поражен, когда узнал, в каких условиях приходилось существовать жителям Североморска и Сафоново во время Великой Отечественной войны. Я думаю, что эту историю можно поставить на сцене, например, ко Дню Победы».

В подтверждение слов режиссера Татьяна Вешнякова напомнила, что тема войны за Полярным Кругом не исчерпана, а потому может лечь в основу сценария для будущих исторических постановок:

«С Мурманском связано огромное количество военных событий, которые сейчас даже нет смысла перечислять. Другой вопрос заключается в написании сценария или адаптации самого произведения. Мы разговаривали с Дмитрием Коржовым на тему «Мурманцев». Замечательная книга, по которой можно снять фильм и поставить спектакль. Но везде есть свои трудности. Например, в театральной постановке минута молчания не может длиться долго. Иначе она просто не будет восприниматься зрителем. Однако все эти вопросы решаемы».

В завершении брифинга представители СМИ задали вопрос о стадии, на которой находится реконструкция основного здания Драматического театра. Как рассказала Ирина Лисовая, созданные условия будут полностью соответствовать современным требованиям:

«У нас появится новое техническое оборудование, костюмерные, бутафорские и декорационные помещения. Также у театра появится новая малая сцена. Строительная бригада сообщает об опережающих темпах. Кроме того, 18 января региональный Комитет по культуре и искусству направил все необходимые документы в Министерство культуры РФ на получение федеральных средств на завершение ремонта здания. Сейчас мы рассчитываем, что уже в следующем году здание театра будет сдано в эксплуатацию уже в 2020 году».

По окончании брифинга Татьяна Вешнякова и Ирина Лисовая представили Станислава Васильева артистам театрам, а также озвучили приблизительные планы работы на будущий театральный сезон.