Испокон веков искусство сценического перевоплощения вызывало множество противоречивых суждений со стороны маститых профессионалов, заядлых театралов и неискушенных обывателей. Однако непримиримая борьба противоположных точек зрения с годами сосредоточилась вокруг двух, казалось бы, взаимоисключающих течений. Согласному первому умозаключению, актер должен с головой погрузиться в жизненную историю своего персонажа и пропустить вверенную ему роль сквозь призму собственных чувств и эмоций. Приверженцы другого направления убеждены, что артист – это, в первую очередь, подневольный лицедей, ограниченный рамками художественного образа. По их мнению, перед артистом стоит задача одними техническими приемами воспроизвести внутреннюю форму человеческих переживаний и внешнюю сторону поведения своего героя.

Русский театральный режиссер, педагог и реформатор Константин Сергеевич Станиславский назвал эти борющиеся между собой течения «искусством переживания» и «искусством представления». Актер «искусства переживания», по мнению К.С. Станиславского, стремится испытывать чувства исполняемого персонажа каждый раз, когда репетирует роль и выходит на сцену. Актер «искусства представления» переживает образ своего героя лишь однажды, дабы сначала познать внешнюю форму естественного проявления чувств, а затем научиться воспроизводить ее механическим путем. Нетрудно заметить, что различие во взглядах между представителями противоположных направлений сводится к различному разрешению вопроса о материале актерского искусства.

Однако многолетняя работа профессиональных артистов на театральном поприще показала, что в основу диалектической природы актерского мастерства положена гармония самодостаточной личности с уникальным набором творческих характеристик и искусного лицедея, готового к перевоплощению в любые сценические образы. Оставаться на театральных подмостках самим собой и при этом погружаться во внутренний мир изображаемого персонажа, одухотворяя образы своей безграничной фантазии – вот ключевой элемент актерского мастерства, к которому стремится каждый артист. И актеры Мурманского областного драматического театра – не исключение, в чем взыскательная заполярная публика вновь смогла убедиться в минувший четверг. 14 марта на малой сцене Мурманской Облдрамы состоялся первый творческий вечер театральных актеров в рамках нового культурно-развлекательного проекта «Без грима». Первым на театральных подмостках перед мурманскими зрителями предстал Владимир Антонович Равданович, известный по ролям в таких спектаклях, как «Двое на качелях» У. Гибсона, «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго, «…Будем жить как боги?..»  Ю. Полякова и многих других.

Перед началом интерактивной беседы с публикой Владимир Антонович поприветствовал гостей, поблагодарил их за присутствие на дебютном творческом вечере и предложил принять активное участие в диалоге. Также артист подчеркнул, что ему выпала честь открыть серию творческих вечеров с актерами Драматического театра «без грима», и попросил искушенную аудиторию с пониманием и снисхождением отнестись к «начинающему» артисту.

Владимир Равданович родился в 1976 году в поселке Лоухи в Республике Карелия, где прожил всего полгода, после чего родители маленького Володи переехали вместе с детьми в город Ковдор в Мурманской области:

«Я младший сын в семье, у меня есть старшие брат и сестра, которые уже давно растят своих детей. В детстве я очень любил читать, был смышлёным и сообразительным ребенком, но при этом очень шебутным и суетливым. До определенного возраста я был просто неуправляемым мальчишкой. Когда мы заканчивали школу, наша первая учительница принесла на выпускной видеозапись с торжественной линейки в первом классе. Вы даже представить себе не можете, каково было мое удивление, когда я увидел на пленке себя, читающего стихотворение. Будучи маленьким ребенком, я уже что-то читал на публику. Чуть позже родители записали меня в литературный кружок, куда я с удовольствием ходил, чтобы точно так же почитать стихотворения вслух. Стоит отметить, что родители никогда не давили на меня в выборе моей профессиональной деятельности. Еще в школьные годы я ходил в фотокружок, был юннатом. Попав в актерскую стезю, я сразу почувствовал безоговорочную поддержку, которая меня больше никогда не покидала».

Школьные годы также запомнились Владимиру Равдановичу беззаботным временем, проведенным в рядах юных артистов народного театра при ковдорском Дворце культуры. Дебютной ролью талантливого подростка тогда стала роль в сказочном спектакле «Царевна-лягушка»:

«На сцену я выходил с подкосившимися коленями и в полусогнутом положении разговаривал с Царевной-лягушкой. Я обливался потом, но со стороны это выглядело весьма забавно. Зачастую, когда человек попадает в профессиональное училище, он испытывает трудности в процессе адаптации к новым условиям. Многие не могут быстро приноровиться, но мне в этом плане повезло. У меня был опыт работы в театре, скажем так, без штампов. Я несколько лет проработал в народном театре, где моей самой любимой ролью стала роль иголочки в детском спектакле «Елочка – золотая иголочка». Это роль стала для меня примечательной, потому как ты совершенно не представляешь, как ее исполнять. Молчаливая роль без текста – широкое пространство для полета мысли».

 Через пятнадцать минут после начала творческого вечера цилиндр, приготовленный для записок из зала, начала медленно, но верно заполняться. Среди первых вопросов, зачитанных Равдановичем, был вопрос о желании поменять место жительства и отправиться на поиски актерской удачи в столичных городах:

«Такого желания у меня никогда не возникало. Я вообще не мечтал стать актером в том общепринятом представлении этого понятия. Точно так же я не могу сказать, что когда-либо испытывал страстное желание оказаться на сцене. Наверное, у меня просто не степень честолюбия и внутреннего коварства. В начале творческой карьеры, вероятно, можно было бы об этом задуматься, но сейчас в переезде нет никакого смысла».

Одной из самых больших и знаковых ролей в начале творческой карьеры Владимира Равдановича, по его словам, стала роль в спектакле «А ловко я Вас прищучил?» по мотивам пьесы Б. Киффа. Равданович сыграл молодого парня, который взял в импровизированный плен учителей общеобразовательной школы, в чем и заключалась «драматургическая трагедия» всей постановки. Однако наиболее яркие впечатления у Владимира Равдановича остались от роли черта в антрепризном спектакле «Лунный свет, медовый месяц»:

«Мне досталась самая пластичная роль без единого слова, которая очень понравилась и запомнилась зрителю. Мой черт получился весьма подвижным и хулиганисты. После очередного показа спектакля моя партнерша Юлия Шинкевич принесла мне в гримерку бутылку водки, которую передал один из зрителей постановки со словами «Такого черта я видел только во время белой горячки. (Смеется). А вообще, я бы с удовольствием сыграл роль какого-нибудь характерного и самодостаточного однолюба, который всю жизнь питал чувства к одной женщине, но вместо него она предпочла более слабого и романтичного молодого человека. Также я охотно бы взялся за роль, похожую на те, что когда-то доставались Андрею Миронову в культовых советских фильмах».

Продолжение следует...