Наши театры любят пьесы о деревне. Наверное, потому что зрители любят - несмотря на утверждения, что в Мурманск ехали сплошь питерцы, уроженцев села у нас немало. «Семейный портрет с посторонним», «Месяц в деревне», «Кукла для невесты» из года в год имели в облдраме неизменный успех. Нынче на улице бывших сельчан опять праздник: на сцене - комедия Владимира Гуркина. Спектакль по его пьесе «Саня, Ваня, с ними Римас» шёл на сцене облдрамы лет семь назад, но более всего Гуркин известен как сценарист фильма «Любовь и голуби».

С пьесой иркутского драматурга приехала в город Галина Дубовская. О Дубовской в интернете - не очень много. Старший преподаватель актерского мастерства ГИТИСа, режиссёр-постановщик высшей категории театра им. Ермоловой. Ранее служила в театре Советской Армии. Автор пьесы «Радоница», киносценария «Солнечный удар, или Дама без собачки». Репетитор по актёрскому мастерству. Пишет стихи, театроведческие статьи, ставит спектакли в России и за рубежом. Теперь благодаря приглашению худрука облдрамы в творческой биографии появился Мурманск.

- Замечательным, сильным режиссерам  всегда везет, вот и Галина Валерьевна попала к нам в самый сложный период, когда театр только начал обживаться, вернувшись в родное здание, - представил журналистам давнюю знакомую худрук театра Вадим Данцигер. - Она стала первооткрывателем, поскольку «Прибайкальская кадриль» - это первый спектакль, который мы подготовили на обновленной малой сцене.

- А почему вы не пригласили мурманских режиссёров? – ревниво спросил кто-то из журналистов.

- Для начала дайте мне список этих режиссёров, - ответствовал Данцигер. –  Мы с Галиной Валерьевной вместе служили в театре имени Ермоловой. Я знаю, что ждать от неё. Приглашать режиссёров – это нормальная практика. Нам было интересно встретиться и поработать.

 - Честно скажу, народная комедия - не совсем мой материал, - призналась Дубовская. - Я всю жизнь прожила в Москве, поэтому обычно ставлю спектакли «про себя» -  о том, что знаю… Но в процессе чтения я абсолютно влюбилась в эту пьесу. Я была на Байкале несколько раз, и попыталась передать свои впечатления в спектакле. Еще одно везение - артисты. Мы с художником-постановщиком (Акинф Белов – прим. автора)  были приятно удивлены уровнем мурманской труппы, он во многом превосходит уровень некоторых московских театров.

… На сцене – две семьи, немолодые люди в житейской ситуации. Разбитной дядя Коля и скромный с виду дядя Саня. Соседка Макеевна, ворующая на рассвете кирпичи, которые «плохо лежат» во дворе у дяди Коли. Что мешало ей договориться о продаже? Да ничего. Проще и, видимо, привычнее, украсть. Будучи застигнута с поличным, Макеевна выражает готовность отблагодарить - «беленькая» имеется… Друзья охотно соглашаются. По окончании банкета, Макеевна честно возвращает собутыльников на лавочки под родными окнами. Там их и обнаруживают жены, которые запланировали с десяток домашних дел. А мужья с утра лыка не вяжут! В запале женщины припоминают кормильцам и друг другу различные прегрешения, случившиеся на их веку, и – меняются мужьями. Отсюда, собственно, и название - в кадрили танцующие меняются партнерами.

Мужья, надо сказать, не возражают. Женщины обещают ценить то, что не ценили в родном доме, и разрешать запрещённое. Хочешь курить в комнате – кури, вот, две упаковки! Ах, не курящий? У меня бражка в картошке припрятана! К вечеру мужички трезвеют, и начинается самое интересное…

Надо сказать, Байкала, оставленного в названии, на сцене нет. Иногда в постановках, которые, к слову, идут во многих российских театрах, Байкалом кличут собаку, вдоль забора сушится на верёвке рыба, да одна соседка тычет в глаза другой, что в её доме полно хрусталя – недаром муженёк столько лет рыбинспектором! Но в общем, географической привязки и не требуется. Такая ситуация могла приключиться в любой деревне, включая мексиканскую. По итогам соцопросов, самые частые претензии в семейной жизни – про малые заработки и недостаточную помощь по дому. Народ везде одинаковый. А вот кадриль в спектакле есть: в мизансценах актёры задорно пляшут (хореограф Сергей Прибытков, - прим. автора). Кстати,  режиссер-постановщик дополнила художественную канву пьесы эпизодами с участием героев в молодости, в оригинале их нет.

Но главной задачей, которую поставила перед собой Дубовская, было показать, как сквозь многолетнюю привычку совместной семейной жизни пробивается любовь… Об этом, собственно, та же «Любовь и голуби» и все пьесы Гуркина. «ДОМ – это и есть смысл жизни!» - говорил он в интервью. А дом – это семья. К слову, меньшовскую экранизацию драматург недолюбливал, кинорежиссёр внёс много отсебятины. Кузякины обижались на обоих: сосед-драматург фамилию опозорил (она реальная, как и сама история), а Меньшов вообще на весь белый свет разболтал.

Самым значимым в своём творчестве Владимир Гуркин считал «Плач в пригоршню», самую позднюю по времени написания пьесу. Её в начале 90-х поставил во МХАТе Дмитрий Брусникин. Это размышление о поколении, о том высоком и светлом, что связывает каждого человека с родной землёй. В последней сцене Гуркин сам играл главного героя, вернувшегося в родной посёлок через 30 лет - постаревшего, потолстевшего, успешного…

Возможно, постановка Галины Дубовской в Мурманске не окажется первой и последней. Она не против поработать на Севере, если поступит предложение. Так что, у северян есть шанс увидеть, в том числе, «Плач» в её постановке. А пока – «Прибалтийская кадриль», комедия в двух действиях, 16+. В спектакле заняты заслуженные артисты России Александр Водопьянов, Елена Царёва; артисты Наталья Боброва, Владимир Вагайцев, Юлия Васькова, Алексей Воронин, Елена Головина, Алексей Кинк, Наталья Позёмина, Артём Пономарёв, Екатерина Сенченко. Билеты, кстати, раскуплены вплоть до апреля. 

Фото предоставлены МОДТ