В Ковдоре побывал десант живописцев из Москвы, Санкт-Петербурга и Костромы. Николай Буртов, Андрей Захаров и Михаил Салмов - Заслуженные художники России, Андрей Селенин – член Союза художников России. Трое работают в традициях русского импрессионизма, один - последователь русской реалистической школы. Пока «впечатлисты» (от фр. «impression» — впечатление) наносили на холст ковдорские окрестности, реалист создавал портреты жителей города. В ожидании торжественного открытия выставки, которая стала заключительным аккордом визита, мы с Михаилом Салмовым присели на скамейку в коридоре.    

- Михаил Алексеевич, портреты пишут месяцами и годами. Художники часами держат натурщиков в статике, изводят придирками… Как получилось написать за четыре дня трёх человек?

- Не могу сказать, чтобы портреты были полноценные – времени было очень мало, ничего особенного за такой срок не напишешь… Но люди шли навстречу. Сергей Борисович раза три забегал попозировать, уж на что занятой человек. Бутаков Владимир (почётный гражданин Ковдорского района, - прим. автора) тоже ответственно подошёл…

- Каким образом вы нашли этих людей?

- Сергей Борисович нас встречал, когда мы приехали. Он как-то мне сразу понравился - такой непосредственный, лицо живое. Я только потом узнал, что он глава района. Ветерана мне посоветовали, он мне тоже понравился, я много работал с тружениками производства. А женщину встретил на Лысой горе, куда мы на экскурсию поехали. Они втроём нам навстречу спускались. Я им предложил, одна согласилась... «Алёна-берегиня» портрет называется. Они на горе ритуал проводили, как раз в день весеннего равноденствия был.

Дополню: в жизни Елена Макаренко трудится в турбизнесе.  

Салмов достаёт из пакета альбом, который вышел в прошлом году к его 70-летию. Альбом называется «Мой путь». На обложке – автопортрет юбиляра, внутри – лучшие работы: «Резчик Ю. Сорокин», «Портрет Евгения Радченко», «Красносельский ювелир Н. Нужин»…

- Это мои друзья, хорошие люди.

- А почему такие грустные? Смотрят куда-то вбок, в окно, вниз… 

- Почему грустные? Нет… Это вы их так видите, ваше восприятие.

- Весёлые, скажете?

- Что в вашем понимании весёлые?

- Ну, с улыбкой, например. Можно без, но в какой-нибудь решительной позе, в движении, за работой.

- Они нормальные, мы часто собираемся.

- Да, вижу - «Натюрморт с календарём», «Селёдочка». Вы любите рисовать рыбу и пивные кружки? Мойва, селёдка, ещё что-то сушёное… Это таранька?

- У нас в Волге много разной, и привозят. Когда писал эти натюрморты, мне всё равно было – рыба и рыба. Я любую под пиво люблю.

- Так скучно всё время тараньку рисовать - она всегда одинаковая. Это ж не кувшинки Моне, где игра света и тени, разное время суток, разное время года… 

- Мне не скучно. Я такой. У каждой тараньки, между прочим, своё выражение лица. Присмотритесь.

- Тарань с выраженной гаммой чувств – это прямо сверхреализм... В целом, каким направлениям вы отдали дань, пока сформировалась ваша творческая манера - сюрреализм, кубизм, барокко?

- Были опыты, пока учился в художественной школе, институте, а потом - нет. У меня не было становления - я всегда работал в своей манере.

Для справки. Михаил Салмов родился в 1951 году. Окончил московскую художественную школу, затем - Московский государственный художественный институт им. Сурикова. Мастер портрета, автор сюжетных картин и натюрмортов. Член Союза художников РСФСР. Лауреат премии молодых художников ЦК ВЛКСМ, Министерства культуры РСФСР и Союза художников РСФСР. Преподавал в Костромском государственном университете им. Некрасова. Заслуженный художник Российской Федерации. Произведения находятся в музеях и частных собраниях в России и за её пределами.

Фото: Большое радио,

           https://vk.com/id136428508; https://kostromka.ru/radchenko/1.php