Напомним, с 1 марта маркировка стала обязательной для минеральной воды, питьевой природной, купажированной, искусственно минерализованной. Требование распространяется на газированную, не содержащую сахара, подсластителей и других пищевых веществ воду.

С этого же времени маркировка стала обязательной для альтернативной табачной продукции - табачных стиков и кальянных смесей, содержащих никотин.

В идеале, маркировка позволяет отследить путь товара от производства до его продажи в магазине. Государство вводит её постепенно, борясь с контрафактом и фальсификатом, и, как декларируется, в интересах потребителей.

Если скачать приложение «Честный знак», значок на упаковке  (напоминающий QR-код, но без квадратиков по углам) можно сканировать смартфоном и узнать, сколько дней осталось до окончания срока годности продукта, увидеть сертификат ветконтроля и даже ФИО ответственных лиц. 

Что касается воды - минеральной питьевой и расфасованной без газа - более 60% торговых марок имеют отклонения от техрегламентов, на упаковках содержатся сведения, которые вводят в заблуждение потребителей. Таковы данные Роскачества.

Объём теневого рынка минеральной воды, по информации Федеральной налоговой службы, достигает 30%. Аналогичная ситуация почти по всем наименованиям товаров, продовольственных и непродовольственных.

Тем не менее, у экспертов интернет-сообществ сложилось мнение, что маркировка создала больше проблем. Например, целесообразность внедрения маркировки молочной продукции вызывает недоумение - обычному покупателю достаточно данных на упаковке. Много ли покупателей увлекаются сравнениями и выведением на чистую воду нечестных молочников?

Поскольку маркировку наносят сами производители, они могут написать всё, что угодно. Если речь о присутствии в составе посторонних примесей вроде антибиотиков, то такие вопросы решаются выпуском технических регламентов и лабораторным контролем. Более эффективной мерой была бы планомерная работа контролирующих органов. То есть, безопасность и качество покупателям маркировка не гарантирует.

Предприниматели надеялись, что масштабный проект поможет справиться с «серым» рынком, то практика показала, что это - очередная мера контроля честных производителей и ритейлеров. Они подсчитывают дополнительные затраты на оборудование и материалы.

Потребители тоже недовольны - цены подскочили на 10-15%, часть производителей ушла с рынка и номенклатура товаров сократилась. 

Как пояснил Большому радио Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Мурманской области Максим Белов, всё новое почти всегда встречается неодобрительно. Есть государство, которое хочет прозрачности, есть бизнес-сообщество, которое нацелено на получение прибыли и есть население, которое хочет, чтобы качественно и по доступной цене.

В бизнес-программах есть отдельная дисциплина «Управление изменениями», негативная реакция изначально заложена. Чтобы её минимизировать, нужно предпринять ряд шагов. Так, было бы намного лучше, если бы государство, запуская проект маркировки, выделило средства на его реализацию. Но этого не случилось.

Не проработан этический аспект процедуры. Так, оператор видит данные по  продажам производителей. Теоретически конкурент может их запросить. Входит ли тиражирование данных, которые всегда составляли коммерческую тайну, в интересы производителя? Где гарантия, что данные не будут утекать?    

В целом, оценивать эффективность маркировки как механизм борьбы с контрафактом, ещё рано - прошло слишком мало времени».

***

Что дальше? С 1 апреля на обязательный этап маркировки планируется перевести БАДы, антисептики, а также пиво и слабоалкогольные напитки. 

Кроме того, начнутся эксперименты по маркировке отдельной продукции. 

Фото: Большое радио