В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу. Официально бакалавриат (четыре года) и магистратуру (два года) ввели в систему высшего образования Российской Федерации в 2007 году.

Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков заявил, что для получения углубленных профессиональных знаний срок обучения в магистратуре в новой системе образования может составить один год и этого достаточно. «В новой системе координат можно будет вполне в соответствии с запросом рынка труда подготовить или получить углубленные профессиональные знания в магистратуре за год», – сказал министр в эфире телеканала «Россия-24».

Подойдет ли однолетняя магистратура для заполярных университетов Большое Радио узнало у Виктории Яценко, проректора по учебной работе и молодежной политике МГТУ.

— Изменение срока обучения в магистратуре необходимо рассматривать в формате дифференцированного подхода по каждому направлению подготовки. Все зависит от комплексного подхода ко всему процессу обучения, начиная от бакалавриата и заканчивая магистратурой. Сейчас идут разговоры о пятилетнем бакалавриате, и если бакалавриат действительно будет пятилетним, то одного года магистратуры, учитывая, что студент не поменяет направление подготовки, вполне должно хватить.  

По словам Виктории Яценко, для того, чтобы получить качественное высшее образование нужно учиться минимум пять, пять с половиной лет.

— Чтобы сформировать системное мышление нужно учиться минимум пять, пять с половиной лет. И не принципиально, будет ли это пятилетний специалитет или четыре года бакалавриата и два года магистратуры, или пять лет бакалавриата и один год магистратуры.

Но! Следует обратить внимание, при годовой магистратуре важно, чтобы обучающийся не менял направление подготовки. Потому что за год взять со стороны человека и чему-то приличному обучить – нереально. Это должен быть человек с неким опытом работы, бэкграундом, с каким-то базовым высшим образованием. Просто один год магистратуры для неподготовленного обучающего – пройдет впустую. Для такого есть институты дополнительного профессионального образования, с профессиональной переподготовкой.

Как подчеркнула специалист, при определении срока обучения необходимо учитывать характер задач профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники магистратуры и потребности рынка труда.

Я считаю, что региону сейчас нужны специалисты с хорошими знаниями в различных отраслях. Чтобы они что-то знали и что-то могли делать, умели работать.

В любом случае, в системе высшего образования назрели серьёзные изменения и требуется комплексный подход к формированию образовательной траектории.

 

Фото: Большое Радио