Чай, заваренный утром, становится бальзамом; чай, заваренный вечером, становится ядом. «Так и есть», - говорит Герман Козменко, гость Большого радио. 21 мая отмечается Международный День чая, а Герман в чае кое-что понимает. Он - чайный мастер.  
«Знаете, что такое байховый чай? – рассуждает он. – Это бай хао – элитный белый чай из Китая, буквально означает «бархатный». Тамошние торговцы, предлагавшие свой товар, повторяли эти слова. Русские купцы в тонкости мало вдавались, и слово «байховый» стало синонимом любого чая хорошего качеств. Сейчас его пишут на пачках и с черным, и с зеленым чаем хоть из Индии, хоть с Цейлона».     

В русской традиции чаем считается любой напиток из растительных компонентов – травы, листьев, ягод. Несмотря на то, что в России пили чай с незапамятных времён, и подавали его в каждом трактире, традиции чаепития только формируются. Потому что чай чаю – рознь.

Напиток, получаемый в результате заваривания, варки и/или настаивания листьев чайного куста, высушенных специальным образом, долго был дорогим удовольствием. Путь этих самых листьев из Китая, места географического происхождения, был долог, труден и опасен, поэтому его могли позволить себе только состоятельные люди. В трактирах поили преимущественно капорским, кипрейным, чаем - с мятой, чабрецом, смородиновым листом.  

Подать гостю «пустой чай» считалось неприличным. В богатых домах на стол ставили мёд, варенье, изюм, сливки, блины, пряники, в бедных – старались подать хотя бы ситника. В китайской традиции – совсем наоборот: китайцы придумали чайную церемонию, где чай является самостоятельным блюдом, причём, даже не напитком, а едой.

«Чай объединяет всё под небом, - цитирует Герман Кузменко восточную пословицу. - Чай идёт рядом с человеком по жизни. Церемония позволяет человеку внимательно относиться к деталям, главное в церемонии – это ощущения. Созерцание, умиротворение, наслаждение оттенками вкуса. У каждого сорта - свой чайный лист, своя ферментация и – температура для заваривания. Кипяток подойдёт для тайваньского улуна, скрученного пропечённого прессованного пуэра, а зелёный чай кипяток просто "убьёт". Для него вода должна быть не выше 80 градусов».

Понятно, что в России такого баловства не было. Доступ к чайному разнообразию появился только в 90-х годах 20 века, в эпоху перемен. Но «колониальный товар» оказался, опять же, по карману не всем. Собственно, до сих пор элитные сорта чайного листа – роскошь. Так что класс истинных «чайных пьяниц» в России только формируется.

Настоящее чаепитие – это не только чай, но и аксессуары. Стеклянные, фарфоровые, керамические чайники – для тех, кто находится в начале пути. Эти материалы не впитывают запахи. Настоящие ценители заваривают чай в глиняном чайнике, каждый сорт – в отдельном. Глина впитывает запах, вот почему чай, лучше зелёный, из глиняного чайника – вкуснее. Френч-прессы – для чаёв с добавками, ягодами, которые заваривают кипятком и единожды. Настоящий же чай «пропускает» литр воды в расчёте на 5 граммов...

Мурманские чаеманы пока не объявили широкой публике о своих планах на 21 мая, а Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) проведёт в ближайшее воскресенье праздничные мероприятия. Они пройдут в гибридном формате: в Риме, в Центре им. шейха Заида, и на конференц-платформе Zoom. Также в Международный день чая в римской штаб-квартире ФАО организуются тематическая выставка и дегустация.

Торжества призваны подчеркнуть важность чая как составляющей культурного наследия, полезного для здоровья напитка и символа семейного благополучия.

Фото: Екатерина Громова