В мурманском Контейнер-холле рисуют художники. На этой площадке проходят выставки, мастер-классы и много чего интересного, а по средам — «Набросочные среды». Собираются желающие рисовальщики и желающие натурщики. Забрела и я однажды. Признаться, боязно было: художники — они такие художники… Что увидят внутренним зрением? И внешним тоже.

Современные исследователи пришли к выводу, что Рембрандт косил, Моне страдал катарактой, Ренуар — близорукостью, Репин — дальтонизмом… Ван Дейк страдал разве что высокомерием, но к нему на портрет стояла очередь. К Пикассо очередь не стояла. Физически он вроде ничем не страдал, но «Дора Маар с кошкой» похожа больше эээ на карикатуру. Модели-красотке, хотя сама была фотограф-сюрреалист, не понравилась. А в итоге — все шедевры, на аукционах уходят за миллионы… Бессмертие, опять же.

«Добрый вечер. Вы — карикатуристы?»
«Добрый. Не, мы по красоте!»

Уже хорошо. Я думала, натурщики нужны только студентам, ан нет — в полутёмном зале Контейнер-холла — десятка два человек разного возраста. Все — с планшетами, карандашами, посередине — табурет и лампа. Вдруг среди них будущие те, которые впоследствии…

«Можете сесть левым боком? Теперь правым. А можно встать и опереться на спинку стула?»
«Надолго?»
«Минут на 15».

Художники, как один, рисуют на бумаге формата А3. Шуршат карандашами, листами, кто-то подходит ближе, поворачивает лампу…

«Я — из интереса, а им зачем? »— спрашиваю после окончании позирования администратора арт-пространства «Контейнер-холл» Алису Хабарову.

«Они тоже, — поясняет Алиса. — Рисование с натуры — навык, которым должен владеть каждый художник. Он оттачивается всю жизнь. Наблюдение за объектом, работа с формой, объёмом, светом и тенью. Важны технические навыки владения карандашом, углём, кистью. Тем самым расширяется творческий горизонт и вырабатывается собственный стиль».

Час позирования истёк и, к моему удивлению, художники бросились к двери, едва сложив рисунки и расхватывая на ходу одежду.

«Куда это? А показать? Их бьют, что ли?»

«Вообще-то, они не для вас рисуют, — вносит ясность Алиса. — Они друг другу показали. Коллективные сессии с моделью важны и для профессионального общения. Один делает натуралистичные наброски, другой — комические, третий работает на линию, кто-то пятном».

… На выходе я изловила троих — преподавателя колледжа искусств, свободного художника и студента. Один набросок показался мне наиболее похожим.
Вот наступит лето, я снова приду — в кринолине и кокошнике (модель, кстати, может взять реквизит, предложить образ), и пусть рисуют. Чем больше, тем лучше. Вдруг по ту сторону лампы окажется какой-нибудь ван Репин (состав рисовальщиков каждый раз разный), запечатлит меня и обессмертит. Ну и себя, разумеется, тоже.

Фото: «Большое радио»