
Самый старый экспонат – икона «Воскресение Христово в окружении праздников», созданная в XVII столетии. Она – первый уникальный образец живописного искусства в стране, поскольку вместе с христианством из древней Византии пришла и традиция писать иконы. Правило иконописи диктует отказ от добавлений чего-либо от себя – даже самый маленький мазок подчинён строгому библейскому писанию.
С Петровских времён в искусстве утверждается и популяризируется светский портрет. Камерные изображения – например, «Портрет А.В. Гудовича» или «Портрет графини Марии Алексеевны Толстой» отмечаются стремлением художников передать гордость в жестах и величие во взглядах. В XIX веке живопись соприкасается с внутренним миром человека – в «Портрете великой княжны Анны Павловны» героиня уже не в тесном пространстве комнаты, а на лоне природы, ближе к естественному и прекрасному, отражённому в идеалах сентиментализма и романтизма.
Романтизм ярко искрится и в пейзажах. Полотна вроде «Ночи у Байдарских ворот» Х.Д. Костанди или «Путников в горах» И.Н. Занковского уводят в далёкие, экзотические, необыкновенной красоты места, из-за чего легко забыть, где находишься. К концу XIX века палитра настроения меняется – реализм М.К. Клодта или Кёлера-Вилианди возвращают к земле, к деталям, к метафорически осязаемым коровам под деревьями или к серьёзному, высеченному из айсберга взгляду императрицы Марии Александровны.
XX век бесцеремонно ворвался в искусство в буйстве войн и революций. Художники обратились к социалистическому реализму, запечатлевая трудовые свершения и образы новой эпохи – от «Портрета академика А.И. Опарина» Б.В. Иогансона до динамичного «Хоккея» А.А. Дейнеки – от них веет новаторством, смелостью взмаха кисти и электризующей энергией нового мира.
Нельзя пройти и мимо Великой Отечественной войны в сфере искусства. Картина А.Е. Алексеева «Ленинград в блокаде» – это не только образ истощённой женщины в чёрном одеянии, но и символ надежды – на фоне мрака светится Адмиралтейский шпиль, озарённый солнечным диском.
Современное искусство XXI века – представлено, например, работами А.В. Ветрогонского – «Вишнёвый пирог», «Карповка осенью». Его построенная на личных воспоминаниях живопись узнаётся по фирменному мазку «зелёнки» на каждом холсте – отпечаток чего-то личного, сокровенного, нерасшифрованного, словно художник оставил на холсте частицу своей памяти.
Особенно трогает и завораживает влюблённость мурманских творцов в уникальные северные просторы. Матовые тона А.И. Хуттунена, жизнеутверждающие полотна Н.М. Морозова, работы В.Н. Бубенцова, среди которых выделяется и возвышается портрет военного фотокорреспондента Е.А. Халдея. Интересно, что на фоне портретируемого изображены его знаменитые кадры – «Знамя Победы над Рейхстагом» и претерпевший фотомонтаж «Олень Яша». Перед глазами уже не просто портрет, а человек и эпоха, сплетённые воедино одной судьбой и одним объективом.
Выставка стремится быть доступной для всех – для незрячих и слабовидящих посетителей подготовлены тактильные модели картин – в основном натюрморты с ограниченным количеством предметов для лёгкого восприятия. Это возможность «увидеть» искусство руками – опыт, который может обогатить внутренний мир любого.
Текст и фото: Виктория Кондратьева











