
В разговорах о переносах сроков сдачи объектов, часто упускают из виду реальные сложности, с которыми сталкиваются строители в Мурманской области. На темпы работ влияет не только погода. Так, например, в районе Мурмашей, где возводился новый терминал аэропорта, температура обычно ниже, чем в самом Мурманске. В регионе отсутствуют собственные производители стройматериалов, ощущается острый дефицит рабочих специальностей и инженеров, а также существуют закрытые административно-территориальные образования, доступ в которые строго ограничен.
Компания предпринимателя Владимира Астрашевского, занимающаяся обновлением жилого фонда в ЗАТО, регулярно сталкивается с нехваткой персонала. Он рассказал ИА «Nord-News», что в закрытых городах специалистов по ремонту практически нет — большинство жителей являются военнослужащими и членами их семей. Поэтому рабочие бригады приходится привлекать из других регионов, в том числе людей с двойным гражданством, что нередко вызывает дополнительные проверки со стороны правоохранительных органов.
«Мы собираем списки на людей, подаем заявки, пока это все делается, специалисты уже находят работу, отказываются, не могут ждать. Это один момент. Второй момент – говорю как есть. До этого, например, были граждане России, но у них было второе гражданство, например, Узбекистана, но у них был паспорт Российской Федерации. Таких людей с двойным гражданством теперь не пускают на территорию ЗАТО», – отмечает Астрашевский.
«Вот у нас был случай в Североморске. К ним пришли из военкомата и сказали, нужно встать на учет. Как бы ничего страшного нет, но люди не понимают, они думают, что их сейчас заберут на войну. И, естественно, вся бригада снялась полностью с объекта», — добавил Владимир.
А строители из южных регионов России не всегда справляются с местным климатом — частые простуды и болезни неизбежно сказываются на сроках выполнения работ. В самом Мурманске кадровая ситуация также непростая: свободные бригады найти сложно, большинство специалистов уже заняты или работают по личным рекомендациям.
С аналогичными проблемами сталкивается и компания Сергея Меняйло, выполняющая реконструкцию культурных объектов в ЗАТО, включая Центр культурного развития «Прометей» в Гаджиево. Помимо дефицита квалифицированных кадров, серьёзные трудности вызывает и доставка стройматериалов: в Мурманске можно приобрести лишь ограниченный перечень инертных смесей. Много материалов приходится возить из других регионов, что сказывается на времени строительства объекта.
По словам Артёма Шаверина, чья компания строила бассейн в Североморске, оформление пропусков для иностранных работников возможно, но занимает до полугода, при том что разрешение действует всего полтора месяца. В результате наиболее предсказуемым вариантом остаётся привлечение граждан России, число которых в строительной сфере неуклонно сокращается.
При новом строительстве часто приходится корректировать проектную документацию под реальные условия. Что касается материалов, то в ряде случаев их выгоднее везти из других стран — например, сваи для североморского бассейна доставляли из Беларуси, используя железную дорогу как самый экономичный способ.
Даже при капитальных ремонтах в Мурманске строители сталкиваются с дополнительными сложностями. Как отмечают подрядчики, летом кровельные работы осложняются дождями, а зимой — морозами и технологическими ограничениями, что также влияет на графики выполнения работ.
Фото: Екатерина Громова








