В 334 году до нашей эры Александр Македонский соединил все силы Македонии, Греции и союзных фракийцев, чтобы осуществить давний замысел своего отца Филиппа – завоевать Персидскую империю. Александру Македонскому и его многочисленной армии понадобился всего лишь год для того, чтобы подчинить себе всю Малую Азию. Непобедимый гарнизон Александра Македонского состоял из пяти тысяч наёмных солдат, которые значительно отличались от своих соперников безупречной военной подготовкой, сплоченностью и непоколебимой волей к безоговорочной победе. Создав мощнейшее наёмное войско, Александр Македонский занял территории 12 современных государств и вошел в историю как великий полководец. Кстати говоря, противостоящая Александру Македонскому персидская армия также состояла из десяти тысяч наёмников, причем количество вооруженных воинов превышало численность македонской армии в целых два раза!

В XIII веке наёмные солдаты составляли около 60% от всего личного состава регулярной армии. В этот исторический период ни государства-«поставщики», ни сами наёмники не скрывали своих материальных побуждений – солдат поступал на службу за определенную плату. Так. голландская армия в те годы целиком и полностью состояла из офицеров и солдат Франции, Ирландии, Шотландии и Германии. Спустя некоторое время найм солдат и вовсе получил правовой статус – в Европе XIII век наёмные армии стали абсолютно законным явлением, признанным международным правом.

С течением времени регулярная национальная армия вытеснила наёмные вооруженные силы, однако, это вовсе не означало того, что сфера влияния наёмных армий заметно сократилась. Напротив, в современном мире обостренная геополитическая ситуация ярко обозначила необходимость в привлечении наёмников к участию в вооруженных конфликтах. Граждане США и Европы больше не хотят воевать на поле боя исключительно в интересах правительственного аппарата. А государственные власти, в свою очередь, больше не хотят растрачивать свои вооруженные резервы в нескольких тысяч километрах от дома. Использование наёмной силы в этом случае представляется наиболее оптимальной альтернативой, которая учитывает интересы обеих сторон. За опасный ратный труд «исполнитель» получает материальную выгоду, а «заказчик» - качественно выполненную работу.

В двадцатом столетии термин «наёмничество» претерпел  незначительные изменения, которые вывели в военно-политическое пространство новое понятие – частные военные компании. На заре своей деятельности ЧВК осуществляли непосредственную тактическую поддержку в ходе боевых действий, включая участие в боевых операциях. Пожалуй, одним из самых популярных ЧВК является американская «Blackwater», которая была осована отставным офицером спецназа ВМС США Эриком Принсом. На сегодняшний день компания имеет в своем распоряжении современные вертолеты, полигон, сторожевые корабли и катера. «Blackwater» получили широкую огласку после инцидента в иракском городе Фаллуджа в 2003 г, когда наёмники пресекли противоправные действия местного населения, спровоцировавшего открытие огня.

Ни для кого не секрет, что частные военные компании существует и в России, однако, в нашем государстве понятие ЧВК в первую очередь ассоциируется с «наёмными убийцами», которым ничто человеческое ни чуждо – ни кровопролитные бои, ни нападения, ни насилие, ни произвол. Кроме того, в России наёмничество преследуется по статье 359 Уголовного кодекса РФ. Еще одним фактором, сдерживающим развитие ЧВК, является отсутствие законодательной базы – частные военные компании в России не имеют правового статуса. Как бы сейчас выразилась главная героиня советского фильма «Интердевочка» Таня, «в нашем государстве это социальное явление отсутствует полностью».

Развитие частного военного бизнеса в России требует создания специального закона о частной военной деятельности. Подобные поправки в законопроект уже не первый год становятся предметом разговора в Кремле, а вчерашним вечером они плавно перекочевали в студию «Большого Радио». К тому же на этот раз, разговор получил прочный информационный повод. На днях в Госдуме сообщили о разработке законопроекта о работе частных военных компаний. ко внесению он будет подготовлен уже в следующем месяце. Ведущие программы «Послевкусие» Александра Ретунская и Андрей Привалихин обратились за комменариями к военным теоретикам и экспертам, а также спросили мнения слушателей «Большого Радио». На самом ли деле имеется необходимость легализации ЧВК? И если да, то на какой основе?

В начале программы Александра Ретунская и Андрей Привалихин связались Дмитрием Владимировичем Салонниковым, политологом, политтехнологом, директором института современного государственного развития. По мнению Дмитрия Владимировича, легализация ЧВК в настоящий момент имеет весомо значение, так как подобные образования уже долгое время существуют не только за рубежом, но и в России. Однако леализация ЧВК в обязательном порядке должна иметь правовую основу:

«Всё должно происходить в рамках закона – введение конкретных правил и норм для юридического обоснования действий ЧВК, а также определение прав и обязанностей физических лиц, которые будут принимать участие в формирование частных военных компаний. Ни для кого не секрет, что наши добровольцы участвовали в вооруженных конфликтах в Донецке и Луганске. Ранее было много разговоров о разрешении таким крупным компаниям, как, например, «Газпром» и «Роснефть» иметь свою вооруженную охрану. Принятие закона будет регулировать данную деятельность. Современный мир построен так, что классический ЧВК решает целый ряд важных задач, действует вполне легально. Его опыт можно рассматривать как позитивный, так что я не вижу никаких препятствий».

Также Дмитрий Владимирович подчеркнул, что легализация ЧВК вовсе не означает, что с завтрашнего дня начнется интенсивное создание частных военных компаний, которые с временем вытеснят вооруженные силы РФ. В действительности к охранной деятельности с участие в вооруженных действиях будут привлекаться маститые профессионалы со знанием дела, а не только вчерашние призывники.

По мнению слушателя «Большого Радио» Андрея, бойцов частных военных компаний нельзя позиционировать исключительно как наёмников. Нужно видеть реальную разницу между пресловутыми наёмными убийцами и членами ЧВК, которые будут призваны защищать и отражать нападения на законном основании:

«Иногда интересы государства и общества в целом предполагают наличие военной охраны. И это вовсе не ЧОП с пистолетами. Но мы не можем привлекать военных структуры к решению всех проблем. По этой причине мы должны понимать, что легализованный ЧВК – это не частная лавочка, а вооруженная структура, действующая на территории государства, а не за ее пределами. Танков и самолетов не будет, но будут БТР и вертолёты. Настало время принять этот закон».

«Данное направление военной деятельности уже больше двух десятилетий успешно развивается на Западе. Причем в международном понимании этот частный военный сектор оказывает услуги, которые не связаны с ведением боевых действий. Сюда относится как охрана объектов, конвоев и частных лиц, так и их сопровождение. И это лишь небольшой объем задач, который входит в компетенцию ЧВК, но мы почему-то делаем акцент именно на этом. На самом деле, это еще и обучение военных и полицейских подразделений, а также консультирование на уровне выстраивания документов по обороне государства», - прокомментировал возможную легализацию ЧВК эксперт «Центра стратегической конъюнктуры» Владимир Неелов. Принятие закона требует не только тщательного рассмотрения, но и реального понимая назначения частных военных компаний.

По словам Владимира Неелова, активное обсуждение законопроекта по легализации ЧВК началось еще в 2011 году. Но предполагаемые поправки не были приняты по причине отказа силовых ведомств, в том числе ФСБ и Министерства обороны:

«Это связано с рисками, которые они видят на пути реализации проекта. Они имеют прямое отношение к вопросам финансирования, а также к другим опасностям ля государства. Пока не буду давать никаких прогнозов».

«Жутко становится от этих законопроектов. У нас есть военизированная охрана, которая может работать внутри страны. Зачем нам продолжение рейдерских захватов и борьба с негодными? У нас на душу населения силовиков приходится намного больше, чем в большинстве других стран», - выразила опасение постоянная слушательница Елена, которая посчитала принятие законопроекта не целесообразным. По ее мнению частные военные компании могут вновь «развязать» произвол в стране по типу тех беспорядков, которые имели место в «лихие 90-е».

Галина уверена, что «в мире уже дано не воюют честным путем: выращивают террористов, нанимают эти частные военные компании». Слушательница согласилась с мнением Елены и высказала предположение, что если ЧВК будут действовать внутри страны, то это «вместо рейдерских захватов будут самые настоящие войны». В целом. Галина поддерживает государственную инициативу, но только в том случае, если частные военные компании будут заниматься охранной деятельностью или вести военные опрации за пределами страны.

Корреспонденты «Большого Радио» провели опрос и выяснили, как к легализации частных военных компании относятся горожане:

Отрицательно. Туда полезут все бандиты проходимцы, которых нигде на работу не берут, вот они и будут лезть в эту частную организацию, потому что там будут платить болише деньги

Вообще, отрицательно. Или же этим будет руководить государство.

Для молодежи хорошо. Пусть лучше б стремилась в армию, за патриотизм.

Работаю в частной компании. Там беспорядок. До этого 24 года трудился в государственной компании, там было спокойнее. А так… Из этого ничего хорошего не выйдет.

Положительно. Потому что это сохранение бюджета для государства, потому что будут финансироваться за свой счет.

Напомним, программа «Послевкусие» выходит ежедневно по будням с 18:00 до 19:00, в прямом эфире «Большого Радио».